Posted 5 октября 2005,, 20:00

Published 5 октября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:27

Updated 8 марта, 09:27

«Свой-чужой» среди чужих

«Свой-чужой» среди чужих

5 октября 2005, 20:00
Вчера следственные органы Литвы официально предоставили России выводы по расследованию аварии истребителя Су-27. Власти прибалтийской страны признали, что падение российского самолета на их территории не было преднамеренным. Однако параллельно раскручивается куда более интересная интрига: литовцы утверждают, что им уда

Литовская комиссия по расследованию объявила, что вторжение истребителя в воздушное пространство Литвы и его падение были обусловлены «совокупностью технических, организационных и человеческих действий». Другими словами, это была непреднамеренная авария. Впрочем, полностью документ обнародован не будет – на него уже поставлен гриф «секретно». Дело в том, что «залет» Су-27 вскрыл серьезные недостатки в организации работы ПВО Литвы.

Но, несмотря на завершение расследования, конфликт между двумя странами не утихает. Представители Министерства обороны Литвы заявили, что к ним в руки попала российская система опознавания «свой-чужой». «Мы нашли все основные узлы самолета и уже в первый день, приехав на место падения, нашли систему «свой-чужой», в настоящее время она находится под охраной», – сказал Литовскому телевидению глава комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы генерал Виталиюс Вайкшнорас.

Вчера слова литовского коллеги вынужден был опровергать министр обороны РФ Сергей Иванов. Он заявил: «Российские эксперты однозначно со стопроцентной уверенностью заявляют, что математическое обеспечение системы опознавания «свой-чужой» имеет тройную степень защиты. Поэтому теоретически говорить, что эта система могла попасть в чужие руки, является спекуляцией и простым колыханием воздуха».

Шумиха вокруг этой загадочной системы понятна. Ведь это один из главных секретов всех российских ВВС и ПВО. «Находившаяся на борту Су-27 система представляет собой радиолокационный передатчик, который при облучении с радиостанции отвечает специальным сигналом, – объяснил «Новым Известиям» эксперт по авиационной безопасности. – Тогда на радиостанции рядом с отметкой о самолете появляется символ «свой». Также летчик самолета может послать запрос другому самолету, чтобы выяснить, кто перед ним. Такие передатчики ставятся на все самолеты, у которых на борту есть оружие. Летчик обязан включить систему «свой-чужой» перед каждым выстрелом. Если запрос не будет сделан, то ракета просто не вылетит. Такие передатчики стоят и на военных кораблях. А в ближайшем будущем их планируют установить на танки и БМП».

Сам передатчик представляет собой небольшой блок, в котором находятся секретные коды. В целях безопасности они меняются по нескольку раз в день. Перед вылетом летчик получает данные вроде: с 8 до 12 часов действует пятый код, и устанавливает переключатель на «пятерку». Какая это частота – летчик не знает: все коды совершенно секретны. Поэтому самое главное – не дать системе попасть в руки противника в исправном состоянии.

«Внутри приемника, рядом с частью, содержащей частоты, установлен маленький взрыватель – не больше спичечного коробка, – объяснил эксперт «НИ». – Устройство может сработать от трех импульсов: если пилот нажал кнопку ликвидации передатчика, при катапультировании пилота и если самолет врежется в какое-либо препятствие – землю или воду».

Если передатчик не будет уничтожен и коды попадут к противнику, российским военным придется менять систему, переоборудуя в кратчайшие сроки всю технику. Кстати, подобное уже происходило в 1976 году. Тогда советский летчик Виктор Беленко сбежал на истребителе МиГ-25 в Японию.

Но, несмотря ни на что, российская сторона не может с точностью определить – блефует Литва или нет. Сами литовцы не спешат признаваться, в каком состоянии к ним попал блок системы. Генерал Виталиюс Вайкшнорас так и не ответил на вопрос, действует ли система и доступны ли ее коды военным.




Разгадка истребителя

"