Posted 5 октября 2004,, 20:00

Published 5 октября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Староста всея деревни

Староста всея деревни

5 октября 2004, 20:00
Жителям маленького подмосковного села Кременье инициатива отмены выборов глав исполнительной власти определенно не нравится. Ведь 18 обитателей образцово-показательного населенного пункта сумели на практике реализовать идею о местном самоуправлении.

Такой идеальный газон я видела только на страницах глянцевого журнала. Такой фонтан идей – только в репортажах с заседания Госдумы. Такую кипучесть – только в чайнике. Староста села Александр Иванов знает ответы на все вопросы: как обустроить жизнь и поднять Россию, как приготовить отличный коньяк, пить его каждый день и не стать алкоголиком и даже как выделывать меха в домашних условиях.

«Мне даже умереть некогда», – сказал как отрезал Александр Анатольевич, когда мы приехали в его «вотчину» – подмосковное село Кременье, где он уже не первый год пытается перехитрить мироздание.

Лекарство от скуки

Хотя все местные жители – пенсионеры, никто и не думает расслабляться. 18 селян – на двоих дедушек приходится целых 16 бабушек, – каждый вечер, ровно в 19.00, собираются на планерку. Сидят себе на завалинке на берегу Оки, обсуждают день минувший и даже составляют протокол заседания. И не дай бог выяснится, что прожит день зря. Строгий выговор получат пенсионеры от своего старосты.

«Он нам, старым, даже похандрить не дает, заваливает общественно полезной работой, чтобы времени не было скучать, – рассказывает 83-летняя Ольга Ивановна Паравакина. – Если ноги плохо ходят, вязать веники для бани заставляет, а кто еще бегает – отправляет кладбище охранять».

Патрулирование кладбища в селе Кременье – обычное дело. Потому как даже в эту глубинку регулярно наведываются местные скинхеды из районного центра – города Ступино. И их так и тянет на маленькое лесное кладбище, чтобы учинить какой-нибудь беспредел. Сломать ограду или разорить могилу.

«Вообще-то мы не каждый день на кладбище дежурим, а только в праздники, как раз тогда любят приезжать эти бритоголовые, – говорит Ольга Ивановна. – Отправляем совершать обход территории двух самых боевых бабулек со свистком и мобильным телефоном. Если что, они такой шум поднимают – в другой деревне слыхать».

Превращение поселка Кременье из обычного в образцово-показательный началось пять лет назад. На деревенском сходе коллектив решил, что творятся в селе безобразия: везде грязь и разруха, болеют старики и им не хватает денег на лекарства, нет магазина и давно сгорела церковь. Исправить все эти ужасы вызвался пенсионер Александр Иванов, который подрабатывал в селе лесником. Теперь село Кременье – гордость Ступинского района Московской области. В прошлом году сюда приезжала комиссия из исполкома, поудивлялась и вручила сельскому пункту переходящий вымпел и премию в 500 рублей, которую тем же вечером селяне пропили после планерки.

Место встречи изменить нельзя

Из-за зелени деревьев приветливо выглядывают разноцветные, аккуратно покрашенные домики. Футбольное поле, новенький супермаркет, клумбы и идеальная чистота. А что касается национального символа каждой подмосковной деревни – мусорной свалки, – так остался этот кошмар у жителей села только в памяти. И все это чудо без какой-либо спонсорской помощи и дополнительного финансирования. Возникает закономерный вопрос: «Откуда деньги?».

«Я книгу нашего авиаконструктора Яковлева прочитал, «Цель жизни» называется, – поделился секретом успеха Иванов. – Так вот был там такой показательный момент, когда пришел Яковлев к Хрущеву жаловаться, что нет денег. А Никита Сергеевич хитро улыбнулся, похлопал рукой по графину и сказал: «Надо чаще встречаться». Я когда эти строки прочел, то понял – все дела надо начинать со стопки».

Место для деловых встреч и переговоров Александр Алексеевич выбрал что надо – это русская баня. Она-то, родимая, с ядреной парилкой и душевной бильярдной, и сделала свое доброе дело.

Ржавела в селе огромная куча металлолома – бросил Александр Анатольевич клич по всему району и пригласил к себе на рюмочку граждан, которые живут тем, что сдают ценные металлы. Посидели душевно часок-другой, и он убедил людей, что помочь маленькому, но гордому селу Кременье – святое дело. На следующей день к свалке металлолома подъехала специальная техника, и за сутки ржавого безобразия не стало. Окрыленный удачей Иванов стал активно претворять в жизнь заветы Хрущева. Фундамент у будущей церкви – аэродромные плиты, подарок от близлежащего летного гарнизона. Футбольные ворота изготовили на расположенной на противоположном берегу Оки Каширской ГРЭС. Ступинское ДРСУ поставило в селе пять мусорных контейнеров. Одним словом, простая схема работала без сбоев и с каждым годом набирала обороты. В этом году ко Дню Победы в деревне был торжественно открыт новый монумент погибшему солдату, вопрос о финансировании которого тоже решался в баньке. А теперь вот Иванов с благотворительным фондом ветеранов-афганцев договорился. Те так прониклись проблемами села Кременье, что выделяют аж миллион рублей на постройку в селе церкви.

«У меня с этой церквушкой связаны все надежды, – Александр Анатольевич показывает нам эскиз будущего храма. – Это будет единственная в Московской области деревянная, резная церковь с подвесными, «кружевными» террасами. Будут приезжать к нам гости из-за рубежа на экскурсии. А это все-таки приток иностранного капитала – вот тогда-то мы развернемся!»

К умершим – то же отношение, что и к живым.

Нехитрая арифметика

Баня баней, но денежный фактор все-таки встал на пути Иванова. Оказалось, что времена сегодня рыночные, и на голом энтузиазме и крепости напитков далеко в светлое будущее не уедешь. Расходам же конца-краю нет: то колодцы нужно почистить, то мусор вывезти, то проблему с поливом и вспашкой огородов решить, то лекарств дедушкам с бабушками купить. А если надо – то и гроб изготовить. У одиноких старушек подчас и денег на похороны не отложено. Александр Иванов и эту проблему решил легко. Установил на берегу реки 30 вагончиков, которые он сдает на лето отдыхающим. А вырученные деньги отправляются в общественную казну поселка.

«Не у всех же есть дачи, а рыбку половить и в Оке искупаться желающих хоть отбавляй, – говорит Иванов. – А у нас и дешево и сердито: с каждого вагончика берется плата – 600 рублей в год. Приезжие не в обиде, ведь им выдают квитанцию и всю зиму присматривают за их жилищем. Вот и получается, что 18 тысяч поступают в бюджет деревни на благоустройство».

Нашел Иванов подход и к дачникам, которые приезжают в Кременье только на лето. Таких у старосты в хозяйстве около ста домов.

«Каждому дачнику без всякого гипноза даю установку на дисциплину, – делится опытом староста. – Потом – они же нормальные люди и тоже не хотят отдыхать на фоне мусора. Поэтому с радостью сдают по 100 рублей на благое дело. Ко всему прочему я ввел для дачников налог самообложения. Вот решили, к примеру, москвичи вырыть у себя во дворе личный колодец – значит, вторгаются в ресурс и должны заплатить налог в фонд благосостояния села».

Это еще дополнительные деньги. Бюджет, конечно, получается не огромный. Но при умелом распоряжении финансами этого вполне достаточно для содержания поселка. Тем более главный источник тепла в селе – дрова – обходится селянам совершенно бесплатно. Каждый сезон Иванов руководит плановой очисткой леса от старых, больных деревьев. Потом он делит «больные» дрова поровну между всеми деревенскими.

В Александре Анатольевиче селяне души не чают и мечтают его в президенты страны.

«Так он нашу жизнь за несколько лет перевернул, прямо коммунизм устроил, – в один голос заявляют пенсионеры. – Все достает, все привозит – нам свои пенсии даже потратить не на что!»

Сам же Иванов уверен, что это не он такой замечательный, а просто на Руси в каждой деревне должен быть староста.

«Вот немцы не дураки были, что в каждой деревне старосту поставили, – рассуждает Иванов. – Они хорошо изучили нашу историю. Институт старосты еще при Иване Грозном был. А уж при нем порядок-то был!»

Не желает ничего слушать про историю государства Российского и институт старосты в селе Кременье только один человек. Это зять Александра Иванова.

«У него не голова, а страна советов, – вздыхает он. – Невозможно спокойно посидеть на лавочке, взять пивка и расслабиться – заклюет! Приходиться пахать с утра до ночи! А это не каждый выдержит».

СЕЛЬСКИЕ СТАРОСТЫ

Институт сельских старост существовал на Руси с незапамятных времен. Во второй половине XIX – начале XX века сельский староста был для сельчан «вторым после царя». В октябре 1917 года на смену земству на селе к власти пришли советы крестьянских депутатов. В деревнях стали появляться сельские комитеты во главе с председателями. Причем, как правило, особым влиянием в таких комитетах пользовалась сельская беднота. В советские времена сельская власть, как и вся остальная, была частью партийно-государственного аппарата, его самым низшим звеном. Возрождение сельского самоуправления в России началось в 1992 году, когда муниципальная власть на конституционном уровне вышла из системы государственного управления и стала самостоятельной формой народовластия, ответственной только перед населением, избравшим ее. Глава муниципального образования, созданного на уровне села, деревни, станицы, аула и т. д., занимается вопросами торговли, снабжения топливом местного коммунального хозяйства, благоустройства населенного пункта, культурного досуга, обучения детей.

"