Рус
Eng

Детектив или фильм ужасов? Почему российское ТВ наводнили криминальные сериалы

Детектив или фильм ужасов? Почему  российское ТВ наводнили криминальные сериалы
Детектив или фильм ужасов? Почему российское ТВ наводнили криминальные сериалы
6 сентября 2019, 11:24Общество
Визитной карточкой нашего телевидения стали сериалы про раскрытие преступлений различными силовыми структурами. Главные действующие лица – следователи, полицейские, эксперты, сотрудники МВД. В общем, повсеместно на телеэкране «следствие ведут знатоки».

Труп в кадре крупным планом стал любимым приёмом режиссеров детективных сериалов.

Часто расследование затмевают «ужасы». Например, как лучше спрятать десятка два трупов – целый туристический лагерь, отравленный владельцами турфирмы алкоголем с метанолом; как школьнице отравить газом всю свою семью - отца, бабушку и мачеху; как выкрасть ребенка, как лучше спрятать наркотики, как создать преступную группировку и многое другое. Также если вы хотите узнать, как выглядят человеческие внутренности, увидеть мертвецов в морге или оторванную голову крупным планом – вам к экрану телевизора.

Морг фигурирует в каждой серии детективного цикла "След".

Все это российский телезритель может видеть, начиная с 19-и часов. То есть сразу после работы. Так, на Пятом канале аж до полуночи можно смотреть нонстоп сериал «След» про вымышленную силовую структуру – Федеральную экспертную службу (ФЭС). В выходные дни трупы в лабораториях ФЭС (это непременный атрибут каждой серии ) мелькают на экране с 10.15 и до полуночи. А до этого, с 5-и утра, без перерыва идут детективы.

В истории отечественного телевидения самыми продолжительными – по эфирному времени и по продолжительности серий - были несколько детективных сериалов. С начала 70-х и до 1989 г. первым в этом списке был цикл «Следствие ведут знатоки». Его главными героями были три работника московской милиции: следователь Знаменский, инспектор уголовного розыска Томин и эксперт-криминалист Кибрит. Основная часть сериала состоит из 22-х фильмов («уголовных дел»). Телесериал был создан по инициативе тогдашнего министра внутренних дел Николая Щелокова, который хотел «очеловечить» образ советского милиционера, а также провести разъяснительную работу, направленную на профилактику преступности.

Затем, в 1998 г., этот рекорд побил сериал «Улицы разбитых фонарей» («Менты). Он повествовал о буднях сотрудников милиции, впоследствии полиции. Каждая серия - детективное расследование. Какое-то время это был самый продолжительный по времени в эфире сериал на российском ТВ. Именно его и решили «переплюнуть» создатели «Следа». Им это удалось. Правда, простоватых ментов сменили интеллектуальные и вежливые эксперты, которые способны «вычислить» любого преступника при помощи ультрасовременной техники и невероятных интеллектуальных способностей. На сегодня «След» - самый продолжительный сериал в России по количеству серий. Он транслировался на Первом канале, а идею его создания приписывают Константину Эрнсту. С 2011 года премьерные серии «Следа» показывает Пятый канал.

"Следствие ведут знатоки" почти десятилетие был одним из самых популярных сериалов советского ТВ.

Вообще, этот сериал - нечто среднее между фантастикой и криминалистикой. ФЭС — Федеральная экспертная служба - раскрывает самые невероятные преступления. Специально для съёмок был построен футуристический съёмочный павильон, изображающий офис ФЭС: лаборатория, переговорная комната, допросная, морг, тир. В штате этой сказочной супермощной федеральной структуры – следователи, доктора медицинских наук, судмедэксперты, патологоанатомы, программисты, хакеры, оперуполномоченные, специалисты по баллистике, химики, биологи – всех не перечесть. Все они одинаково умные, бесстрашные и неподкупные. Названия у серий громкие : «Разыскивается труп», «Смерть не обманешь», «Людоед», «Перстень жены наркомана», «Мелодия смерти» и т.д. в том же духе. Счет серий, кажется, перевалили за 3 тысячи, зритель давно сбился со счета. Каждая серия похожа на своего рода «пособие» по совершению преступления. В каждой серии – труп ( а то и несколько), морг и вскрытие.

«Новые Известия» попросили прокомментировать возможные последствия непрерывного показа подобных сцен психиатра и криминалиста, доктора медицинских наук Михаила Виноградова. «Люди должны знать, какие бывают преступления, чего стоит опасаться, но смаковать это и тем более показывать сцены в морге нельзя. Насколько я знаю, на американском телевидении запрещены к показу сцены в моргах, осмотры места преступления, показ трупов. Такого у них нет. Говорить о распространении какого-то вида преступлений в целях профилактики можно и нужно, но это должны делать специалисты в форме предупреждения. Показ работы патологоанатома по телевидению, с моей точки зрения, неприемлемый факт. И еще один момент. Кто-то, увидев по ТВ механизм совершения преступления, может использовать его в жизни. А другие люди, склонные к депрессиям, паническим атакам, могут просто начать бояться выходить на улицу. Инструкция по совершению преступления, показанная на телевидении, это недопустимо!», - считает психиатр.

Лаборатория "ФЭС". Кадр из детективного сериала "След".

Кстати, летом сразу за «Следом» Пятый канал показывал еще один детектив про убийства и грабежи: «Великолепная пятерка» - сериал про молодых, красивых, честных и преданных своему делу сотрудников полиции, которые раскрывали все подряд преступления. А после этого шел «Глухарь» с Максимом Авериным, который с неизменным успехом ловил бандитов, воров и убийц, одновременно находясь в романтических отношениях со своей непосредственной начальницей в погонах.

Другие телеканалы не отстают. Так, у сериала «След» недавно появился конкурент: на НТВ идет детектив «Свидетели», в котором за расследование преступлений берутся агенты Следственно- аналитического управления, или «САУ». Команда суперпрофессионалов занимается розыском преступников и криминалистической экспертизой. Сотрудники САУ изучают улики, строят доказательную базу, опрашивают свидетелей и проводят очные ставки в высокотехнологичном офисе, оборудованном по последнему слову техники. Зрителю как будто усиленно пытаются внушить с экрана: бюджетные траты на силовые структуры идут не на повышение зарплаты полицейским, разгоняющим протестные акции, а на все это невероятное оборудование. Например, в распоряжении сотрудников САУ не только допросные комнаты и камеры заключения, но и целая научная лаборатория, а также сканеры, тепловизоры, датчики движения, аппараты для изучения психофизического состояния и новейшие детекторы лжи. Агенты могут обнаружить на месте преступления не только отпечатки пальцев, но и следы электронных устройств, которые находились в момент убийства на этой территории. Ну просто сказка! И конечно же каждое дело этой команды суперпрофессионалов - интеллектуальная головоломка, которую не под силу решить рядовому гражданину.

«Невозможно представить сегодня российский фильм о том, как общество способно что-то сделать само. В новейшем кино еще и настойчиво внушается мысль о принципиальном бессилии общества: «сами вы ничего не можете, вы только все испортите». Пример — социальный триллер «Отрыв» (2018) — о том, как застрявшие в вагончике фуникулера туристы вместо того, чтобы сообща спасаться, передрались между собой и почти все погибли», - отмечает кинокритик Андрей Архангельский.

О какой бы эпохе ни шла речь — представители силовых структур или спецслужб играют в кино главную, ключевую роль. «Без них планета не вертится, все зависит от них. Любое важное историческое явление трактуется как результат борьбы спецслужб, в которой все остальные являются лишь винтиками. Без обязательного комплимента спецслужбам, кажется, уже вообще не обходится сегодня ни одно кино», - считает Андрей Архангельский.

Откуда же пошла мода на сериалы про силовиков? В 90-х в страну накрыла волна преступности. Позже, к концу 90-х - началу двухтысячных из обычных бандитов сформировалась мощная иерархическая система. Бандиты напрямую влияли на политику и жизнь в стране. Тогда же и вышли два культовых сериала: "Бандитский Петербург" и "Бригада". Бандитов нужно было облагородить. А порой, даже пожалеть. Так появились "Мусорщик" и "Бумер".

Но вскоре бандитская тематика сошла на «нет». Просто государству нужны были солдаты и менты, которых люди должны были воспринимать как героев и защитников, при этом «своих в доску».

В чем же секрет популярности новых сериалов о представителях силовых структур? Политолог и журналист Иван Щёголев высказывает такую версию: «Образ полицейского и бандита, трудно различимые между собой, нашли себе поклонников среди высшего, среднего и низшего класса нашего общества. Для каждой из этих групп они решали разные задачи. Начнём снизу. Для городских и особенно сельских низов карьера полицейского - один из немногих надёжных социальных лифтов. Куда податься, если заводы и колхозы закрыты или находятся на грани развала? В этом плане создание положительного образа полицейского - вполне объективный социальный заказ… Что касается верхушки нашего общества, то здесь всё ещё проще: никогда не вредно создать выгодный образ для защитников своих богатств или партнёров по бизнесу, честному и не очень. Рынок массовой культуры, включая его "криминальный" сегмент, является к тому же неиссякаемым источником прибыли», - считает Иван Щеголев.

"Своих в доску" простоватых ментов на телеэкране сегодня сменили вежливые интеллектуалы и блондинки в униформе.

Есть и еще одно обстоятельство: статистика раскрываемости преступлений из года в год снижается. По официальным данным, за 2018 год не раскрыто более 860 тысяч преступлений. Это хуже аналогичного показателя за 2017 год. Из этого количества на тяжкие и особо тяжкие преступления приходится более 23% , отметили в МВД. По данным министерства, остались нераскрытыми 639 убийств и покушений на убийство (-18%), 1 217 фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (-20%), более 465 тысяч краж (-3%), почти 15,5 тысячи грабежей (-18%), а также полторы тысячи разбойных нападений (-27 %). Видимо, ввиду этого поступила директива повысить раскрываемость преступлений в телесериалах.

И напоследок одно наблюдение. Если раньше героем российского криминального сериала был крепкий, простоватый, «свой в доску» парень, то теперь на первом плане эксперты - интеллектуалы в белых халатах. Также силовыми структурами на ТВ часто руководят женщины. Ведущие сотрудники, включая патологоанатомов, – все сплошь интересные блондинки. А на место преступления и вовсе выезжают какие-то топ-модели в форме. О таких плохо подумать у рядового телезрителя и мысли не возникнет. А уж связать подобных «стражей порядка» с «космонавтами» в шлемах, разгоняющими протестные акции, для многих телезрителей просто нонсенс.

Женщины приятной наружности , по версии ТВ, составляют костяк нынешних спецслужб. Ну как можно о таких красавицах плохо подумать?

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter