Posted 5 сентября 2005,, 20:00

Published 5 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:24

Updated 8 марта, 09:24

Крылья у родины

Крылья у родины

5 сентября 2005, 20:00
Вчера утром в Индонезии потерпел крушение очередной пассажирский самолет «Боинг». Лайнер сразу после взлета рухнул на жилые кварталы города Медан. От удара о землю и взрыва погибли все 112 пассажиров воздушного судна, 5 членов экипажа, а также около 30 человек, находившихся на земле. За последний месяц это уже третье к
Сюжет
Авиация

Однако ни проводить масштабные проверки, ни тем более запрещать полеты лайнеров, занимающих первое место в рейтинге «импортных» пассажирских самолетов в России, чиновники, ранее приостановившие эксплуатацию ни разу не падавшего Ил-96-300, не торопятся. Между тем россиянам фактически не оставляют выбора – наши авиакомпании все чаще предпочитают отечественным воздушным судам подержанные американские «Боинги».

По меньшей мере 147 человек погибли в результате авиакатастрофы в Индонезии. «Боинг-737» частной индонезийской авиакомпании «Мандала Эйрлайнс» должен был вылететь из города Медан (столицы провинции Северная Суматра) в Джакарту. Однако буквально через минуту после не очень уверенного взлета лайнер врезался в заграждение и рухнул на жилые кварталы примерно в 500 метрах от аэропорта. Едва коснувшись земли, самолет взорвался. Начался пожар, долгое время серьезно затруднявший спасательные работы. Относительно числа жертв катастрофы на протяжении вчерашнего дня поступала противоречивая информация. В первые минуты после трагедии министр транспорта Индонезии Хатта Раджаса сообщил, что никто из 112 пассажиров и 5 членов экипажа «Боинга» не выжил. Позже официальный представитель правительства Северной Суматры Эдди Софьян подтвердил гибель всех находившихся на борту самолета, но добавил, что есть жертвы и среди тех, кто в тот момент находился на земле. Их, по меньшей мере, 30 человек. Местные СМИ также передали, что среди погибших – губернатор провинции Северная Суматра Тенку Ризал Нурдин и его заместитель Раджа Инал Сирегар.

Статистика говорит, что полеты на «Боингах» в последнее время становятся все опаснее. Между тем российским пассажирам просто не оставляют выбора: самолеты отечественного производства все активнее уступают позиции западным суднам. Лайнеры «Боинг» составляют 80 % «импортного» авиапарка в России и СНГ, причем российские авиакомпании предпочитают брать в оборот подержанные судна – так дешевле, но, соответственно, опаснее. Тем временем небо по-прежнему закрыто для пассажирских Ил-96-300, которым запретили летать в середине августа из-за неполадок в тормозной системе. Один из инцидентов, якобы повлиявших на запрет, произошел с президентским Ил-96-300. Как утверждают в подконтрольной Минтрансу структуре, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространадзор), в ходе проверки были обнаружены серьезные конструктивные нарушения, в производстве бракованных деталей обвинили Балашихинский литейно-механический завод, а полеты велели приостановить до полного устранения неполадок.

Кстати, по сведениям «Новых Известий», несмотря на то что запрет на полеты Ил-96-300 еще в силе, президентский самолет именно этой марки готовится к очередному спецрейсу – завтра он должен будет отвезти президента в Германию.

У профессионалов в области авиации ситуация вокруг «Боинга» и «Ил-96-300» вызывает неоднозначную реакцию.

«Запрет полетов «Ил-96-300» скорее пролоббирован западными авиапроизводителями, чем вызван заботой о безопасности граждан. Отстраненные от перевозок российские самолеты быстро заменили подержанными «Боингами» – на это и был расчет, – заявил «НИ» эксперт в области авиабезопасности. – Неполадки в системе торможения «Илов» не так существенны, чтобы отлучать от полетов весь авиапарк. Детали, в которых был обнаружен брак, можно снять и поставить новые так же быстро, как сменить лезвие на бритвенном станке».

Но, по словам источника «НИ», сколько «боингам» ни падать, запрета на их эксплуатацию в России не будет: «Представители компании «Боинг», скорее всего, спишут все катастрофы на непрофессионализм пилотов и «человеческий фактор». Дело в том, что экипажи всех трех разбившихся самолетов – в Греции, Индонезии и Перу, состояли из местных летчиков. В последних двух странах уровень подготовки пилотов оставляет желать лучшего. Например, как говорят российские пилоты, работавшие с индонезийцами, в кабине то и дело звучали фразы типа «Аллах дал самолет, Аллах взял».

В российском представительстве американской авиакорпорации «Боинг» действительно утверждают, что присваивать самолетам «Боинг» первую позицию в списке наиболее аварийных нельзя.

«Не стоит забывать, что наши лайнеры – самые распространенные в мире. Каждые пять минут на планете взлетает или совершают посадку «Боинг-737» и его модификации, – рассказал «НИ» пресс-секретарь российского представительства «Боинг» Виктор Аношкин. – Учитывая эти цифры, вероятность аварии возрастает, поэтому сравнивать наши «боинги» с российскими «Ил-96-300», которых по всему миру летает чуть больше десятка, я бы не советовал. Тем более 85% всех катастроф с участием «Боинга» происходят с учетом человеческого фактора – это и ошибки пилотов, и халатность диспетчеров. Три катастрофы за один месяц – печальное стечение обстоятельств, никаких предположений делать пока нельзя».

По словам г-на Аношкина, беспокойство пассажиров, которые постоянно летают на «боингах», можно понять. Видимо, для успокоения представитель компании посоветовал своим клиентам помнить, что авиатранспорт остается самым безопасным в мире (самый низкий процент трагедий на количество пассажиров), а подниматься на борт самолета куда безопаснее для жизни, чем садиться за руль автомобиля в городе.

Добиться внятного комментария по поводу сложившейся ситуации от представителей Ространснадзора «НИ» вчера так и не удалось.



МЕСЯЦ «БОИНГА»

Вчерашняя авиакатастрофа стала уже третьей за последний месяц с участием самолетов крупнейшей американской корпорации «Боинг». 14 августа весь мир был шокирован трагедией, произошедшей в Греции - в 40 км от Афин разбился пассажирский «Боинг-737» компании «Хелиос Эаруэйз». По данным госкомиссии, в самолете произошла медленная разгерметизация, затем закончилось топливо, и лайнер врезался в гору. В катастрофе погиб 121 человек, в том числе 115 пассажиров (из них 48 детей) и шесть членов экипажа. В халатности обвинили греческих авиадиспетчеров, которые не попытались установить связь с экипажем аварийного судна и нарушили правила безопасности воздушного движения. Еще один «Боинг-737» разбился 24 августа в Перу в пяти километрах от пункта назначения. В условиях практически нулевой видимости экипаж попытался экстренно посадить лайнер на взлетное поле аэродрома, но из-за сильного ветра машина стала неуправляема и столкнулась со скалой. Спасатели подоспели к месту авиакатастрофы только через 40 минут, из 100 человек, находившихся на борту, 40 погибли. По предварительным данным следствия, катастрофа произошла из-за плохих погодных условий и все той же ошибки пилотов. По словам экспертов в области авиации, экипаж «Боинга» должен был уводить самолет на запасной аэродром, но не сделал этого из экономии топлива, за которую пилотам доплачивают после посадки. По всей видимости, летчикам не удалось посадить лайнер с первой попытки, а вторая закончилась катастрофой.

19 августа «Боинг-737» британских авиалиний совершил аварийную посадку во Франции. Лайнер перевозил 144 пассажира с испанского курорта Менорка на Средиземном море в город Лидс на севере Англии. На высоте 11 тыс. метров в кабине пилотов произошла разгерметизация, сработала система сигнализации. Летчикам пришлось резко снизить самолет до высоты два километра и запросить аварийную посадку во французском городе Брест. К счастью, пассажиры оказались на земле невредимыми.


«БОИНГ» В МИРЕ, В РОССИИ И В СНГ

В настоящее время в мире эксплуатируется более 14 тыс. гражданских самолетов производства компании «Боинг», что составляет примерно 75% всего мирового авиапарка. Компания выпускает следующие модели: «Боинг-717», «Боинг-737», «Боинг-747», «Боинг-757», «Боинг-767», «Боинг-777» и Boeing Business Jet и ведет разработку нового самолета «Боинг-787». В настоящее время авиакомпании России и СНГ эксплуатируют около 140 самолетов производства компании «Боинг», что составляет 80% всего парка самолетов западного производства в этих странах.


КАКИЕ САМОЛЕТЫ ПАДАЛИ В РОССИИ

С 1991 года на территории России потерпели авиакатастрофы и аварии с человеческими жертвами всего 8 самолетов Ан-12. Ту-154 падал 6 раз, Ан-2 – 5 раз. По четыре раза терпели катастрофы Ан-24, Ил-76, Л-410, Як-40. Дважды разбивались Ан-26, Ан-28, Ту-134. И по одному падению пришлось на долю Ан-8, Ан-22, Ан-30, Ан-72, Ан-124, Ил-18, Ил-86, А-310.


РОССИЯ ТОЖЕ НЕСЕТ «ВОЗДУШНЫЕ ПОТЕРИ»

Вчера на учениях в Северной Атлантике упал и затонул истребитель Су-33 палубной авиации Северного флота, сообщил помощник главнокомандующего ВМФ России капитан первого ранга Игорь Дыгало. «В 16.27 в ходе проведения плановых полетных заданий на борту авианосца «Адмирал Кузнецов» в Северной Атлантике произошло авиационное происшествие. Летчик катапультировался», – сказал г-н Дыгало. По его словам, самолет затонул, но «летчик жив, а его самочувствие нормальное».

Вчера же в катастрофе самолета Ан-26 на востоке Демократической Республики Конго погибли трое российских граждан – членов экипажа. Об этом сообщил Associated Press пресс-секретарь представительства ООН Кемаль Саики. По его информации, экипаж самолета состоял из трех россиян и одного гражданина Конго. Кроме того, в Ан-26 находились три конголезских пассажира. В то же время AFP сообщает, что в результате авиакатастрофы погибли 11 человек. По информации радио Okapi, самолет упал в городе Исиро при заходе на посадку в полутора километрах от аэропорта. Ан-26 принадлежал частной конголезской авиакомпании Galaxie. По некоторым данным, самолет задел дерево в условиях плохой видимости.

По материалам Газеты.ру

"