Posted 5 августа 2015,, 21:00

Published 5 августа 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:39

Updated 8 марта, 03:39

Болезненное замещение

Болезненное замещение

5 августа 2015, 21:00
Минпромторг предложил значительно расширить список иностранных медицинских изделий, закупать которые будет возможно лишь в порядке исключения – скоро в их число могут попасть самые разные приспособления и устройства от костылей до дефибрилляторов. Проект поправок в уже существующий перечень был размещен в Сети для обще

Проекта поправок в действующее постановление Кабмина был размещен Минпромторгом в понедельник на сайте федерального портала проектов нормативных правовых актов. Общественное обсуждение документа продлится до 17 августа. Напомним, с 5 февраля этого года в России действует постановление правительства №102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Там говорится, что ряд зарубежных медицинских приборов и приспособлений госорганизации смогут закупать, только если не будет предложений на аналогичный товар со стороны поставщиков России, Белоруссии, Армении и Казахстана. Приведенный в нем перечень приборов планируется существенно расширить.

Ведомство предлагает включить в список на импортозамещение, прежде всего, сложные медицинские приборы: дефибрилляторы, передвижные рентгеновские аппараты, ультразвуковые сканеры, инкубаторы интенсивной терапии для новорожденных, аппараты искусственной вентиляции легких и другие. Вошли в новый перечень и расходные материалы: тест-полоски, марли, бинты, тампоны, повязки, пакеты, маски. В списке оказались также протезы, в том числе искусственные клапаны сердца, трости, костыли, ходунки, противопролежневые матрацы, антисептики и дезинфицирующие препараты, ортопедическая обувь и многое другое. Итого действующий перечень будет расширен на 101 позицию.

Изначальный список в постановлении от 5 февраля содержал всего 46 пунктов. После выхода данного документа на сайте правительства отмечалось, что такое решение «будет способствовать развитию отечественного производства медицинских изделий».

Заместитель министра промышленности и торговли Сергей Цыб уже ранее заявлял, что запрет коснется только муниципальных и государственных учреждений, то есть процедуры госзакупок. Никакого отношения к обычному рынку товаров этот документ не имеет. Тем не менее, купить иностранный прибор на собственные средства может позволить себе не каждый россиянин. Кстати, после бурных обсуждений в Интернете предложения включить в список презервативы в Минпромторге заметили, что объем госзакупок этих контрацептивов составляет всего 2% от всего их рынка.

Помощник главы правительства РФ, бывший главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко заявил, что предложение Минпромторга может быть принято только в результате «взвешенного подхода и оценки всех параметров». «Применительно к дефибрилляторам, бинтам, тростям я не вижу никаких содержательных осложнений, кроме возможных неудобств для бизнеса, который уже использует устоявшиеся логистические схемы», – сказал он. Г-н Онищенко также посчитал, что запрет на госзакупки презервативов позволит людям стать более дисциплинированными.

Фото: STOCK

Медицинская общественность уже выразила свое в целом негативное отношение к инициативе Минпромторга. Главный врач московской Городской клинической больницы №1 имени Н.И. Пирогова Алексей Свет заявил в интервью одной из радиостанций, что «не в восторге» от идеи чиновников. «Речь идет о качестве лечения. Когда у тебя адекватное техническое и расходное обеспечение, то и качество медицинской помощи будет высоким. В правительстве сидят умные люди, надеюсь, они смоделируют данную ситуацию», – сказал он. Главврач добавил, что на медтехнике исключительно отечественного производства эффективно работать сейчас не представляется возможным.

«Однозначно оценить инициативу нельзя. Стратегически у меня возражений нет, но возникает вопрос реализации», – сказал «НИ» врач-онколог, старший научный сотрудник Института клинической онкологии РАМН Евгений Черемушкин. Он заметил, что в наших больницах уже начали забывать, что такое отечественные медицинские изделия. «Поэтому, когда они появятся, мы их оценим. Если придут такого же качества, то хорошо, но это не всегда так», – добавил эксперт.

«Неужели наши научились делать все, что включено в список Минпромторгом? Беспокойство о пациентах заставляет в этом сомневаться», – сказал «НИ» президент «Лиги пациентов» Александр Саверский. Он заметил, что если бы отечественные медизделия были хорошего качества, то не было бы необходимости в подобных постановлениях. «Сейчас же создается впечатление, что мы неконкурентоспособны. Наверняка есть и некое лоббирование со стороны наших производителей»,?– указал г-н Саверский.

«Прежде всего, это удар по людям. В любом случае, мировые технологии сильнее наших. Раз мы закупали иностранные медицинские изделия, то наша продукция была явно не лучше. Даже если мы сейчас ее научимся хорошо делать, то это завтра не произойдет», – заявила «НИ» координатор движения «За достойную медицину» Алла Фролова. По ее словам, политические игры не должны отражаться на здоровье людей. «Несмотря на большой шум по поводу презервативов, говорить надо не о них», – добавила активистка.

Президент фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер на своей странице в Facebook заметила, что «под запрет на госзакупки попадает и целый ряд товаров, без которых нашим неизлечимо больным гражданам, инвалидам, и уж тем более умирающим пациентам станет еще немножечко хуже». Она добавила, что российских аналогов нет у средств для лечения пролежней, некоторых расходных материалов. Диабетикам, например, нужны импортные тест-полоски для определения уровня глюкозы в крови, пожилым – трости и ходунки, для детей с ДЦП необходима обувь ортопедическая, для лежачих больных – матрацы; людям, которые не могут сами дышать, требуются аппараты искусственной вентиляции легких. «И не расслабляйтесь, прочитав «для стационара», ведь Минздрав РФ считает, что все оборудование для домашнего использование будет закупать стационар и передавать в семью по договору временного пользования, – возмущается президент фонда «Вера». – Я вполне была бы рада появлению подобных отечественных товаров, но пока их нет, а нуждающиеся в них пациенты есть, но, видимо, большинства из них с такими темпами преобразований скоро не станет...».

"