Posted 5 августа 2014,, 20:00

Published 5 августа 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 02:06

Updated 8 марта, 02:06

На птичьих правах

На птичьих правах

5 августа 2014, 20:00
Сегодня в Одинцовском гарнизонном военном суде Подмосковья, как ожидается, завершатся прения сторон по делу бывшего руководителя пилотажной группы «Стрижи» Валерия Морозова, обвиняемого в вымогательстве взятки у подчиненного. Ранее Морозов уже был осужден по этому делу, однако приговор был отменен: апелляционная инстан

Прения сторон по делу Морозова длятся уже третий день: завершить выступление защита подсудимого вчера так и не смогла. Ранее, в понедельник, представитель гособвинения попросил приговорить летчика к штрафу в размере 775 тыс. рублей – точно такое же наказание было назначено Морозову судом в ходе первого судебного процесса.

Напомним, по версии обвинения Морозов требовал у майора Алексея Новикова взятку за послабления на службе – возможность не приезжать в часть и не выполнять общие обязанности (при этом Новиков не занимал никакой должности и в части появлялся лишь раз в неделю). В августе 2012 года Морозов был задержан с поличным при получении 31 тыс. рублей – передача денег происходила в рамках следственного эксперимента.

Сейчас дело рассматривается в суде повторно: первый приговор был вынесен 11 июля прошлого года и отменен Московским окружным военным судом в феврале 2014 года. Тем самым МОВС частично удовлетворил апелляцию защиты Морозова, которая указывала на множество нарушений в ходе расследования. Так, по версии защиты, следственный эксперимент, в ходе которого Морозову были переданы деньги, был проведен до возбуждения уголовного дела, без каких-либо правовых оснований. К тому же уголовное дело было впоследствии возбуждено по статье 290 УК РФ, которая квалифицирует преступление как среднетяжелое, в то время как расследование преступлений средней тяжести согласно УПК не допускает следственных экспериментов.

Суд первой инстанции признал эксперимент незаконным, однако при этом учел его при вынесении приговора. В феврале Московский окружной военный суд отменил приговор и отправил дело на новое рассмотрение. Таким образом, суд тогда частично удовлетворил апелляционную жалобу защиты, настаивавшей на полном оправдании Морозова. К пересмотру дела Одинцовский гарнизонный военный суд приступил 18 марта. Одновременно адвокат Морозова Александр Высоцкий обратился в Московскую и Высшую квалификационные коллегии судей, потребовав лишить статуса судью, вынесшего заведомо незаконный приговор.

Во время второго процесса факт незаконного следственного эксперимента признал даже представитель прокуратуры, рассказал «НИ» Валерий Морозов: «Это уже состоявшийся факт». Г-н Морозов сослался на одно из постановлений пленума Верховного суда, согласно которому при наличии в деле незаконно проведенного следственного эксперимента недействительными признаются и все остальные доказательства. Признал гособвинитель и то, что взяткодатель Новиков фактически не являлся подчиненным Морозова: он состоял в распоряжении командира воинской части, а значит не имел никаких мотивов давать взятку именно Морозову. Всего, по словам подсудимого, апелляционная инстанция признала недействительными шесть различных актов, подписанных в ходе следствия.

Помимо прочего, защита в ходе прений обращала внимание судьи и на отсутствие в материалах дела экспертизы купюр, якобы переданных Морозову в качестве взятки, и отсутствие самих банкнот среди вещественных доказательств. Кроме того, по словам г-на Морозова, в деле обнаружилась так называемая «штатная» понятая, которая, по предположению стороны защиты, состоит на балансе Одинцовского УВД, которое и занималось расследованием дела.

«Моим защитником был Семен Старухин, который в бытность следователем работал в одинцовской прокуратуре. Он вспомнил, что сталкивался с этой женщиной по другому делу. Мы нашли пять или шесть дел, в которых она фигурирует то понятой, то взяткодателем», – рассказал «НИ» Валерий Морозов. По его словам, ему и его защитникам удалось связаться с женщиной, которая, как выяснилось, употребляет спиртное и состоит на учете в психоневрологическом диспансере. Она поведала Морозову и его адвокатам, что однажды на автобусной остановке к ней подошли двое симпатичных людей, которые предложили ей «подработку» в полиции.

Однако на все доводы защиты суд пока реагирует без энтузиазма, говорит Морозов. «Мы надеемся, что правосудие в нашей стране еще существует, однако с каждым днем эта вера уходит. Когда в начале расследования СМИ меня спрашивали, как я отношусь к отечественной судебной системе, я не понимал, о чем речь. Теперь понимаю», – признается собеседник «НИ». По словам Валерия Морозова, пока на большинство ходатайств защиты суд реагирует без энтузиазма. Не отвечает на его заявление и прокуратура, куда летчик жаловался на незаконно возбужденное уголовное дело.

"