Posted 5 августа 2008,, 20:00

Published 5 августа 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:49

Updated 8 марта, 07:49

Эта несладкая жизнь

5 августа 2008, 20:00
Сотрудники миграционной службы Самарской области занимаются в эти дни депортацией 44 рабочих из Узбекистана, которые были освобождены из рабства. Они работали в местном кондитерском цехе. Эксперты говорят, что число таких людей растет с каждым месяцем. Работодатели просто используют тот факт, что большое количество миг

Уроженцы Узбекистана трудились в подпольном кондитерском цехе в селе Старый Аманак Самарской области. Они пекли печенье и трубочки, покрывали глазурью орехи. «Цех располагался в двухэтажном кирпичном здании бывшего пивзавода, – сообщили «НИ» в пресс-службе регионального УФСБ. – Большинство из гастарбайтеров в село Старый Аманак приехали в начале нынешнего года из Ташкента. Работодатели сразу забрали у них паспорта и запретили покидать территорию цеха». Рабочие жили в том же здании, где и трудились. Мужчины и женщины размещались совместно. Большинство рабов получали на руки не больше 300 рублей в месяц, а некоторые и вовсе не видели денег. Производство печенья и трубочек контролировали доверенные лица владельцев предприятия. «Цех был абсолютно не приспособлен под выпекание сладостей. Спальные помещения гастарбайтеров соседствовали с производственными», – рассказали «Новым Известиям» в УФСБ Самарской области.

Всех освобожденных гастарбайтеров через несколько дней депортируют на родину. Только сначала им придется заплатить по две тыс. рублей за незаконную трудовую деятельность. «Ведь в Россию они приехали без миграционных карт и разрешения на работу. По закону с них должны взять штраф, – заявили «НИ» сотрудники миграционной службы. – Их незаконным появлением на территории нашей страны и воспользовались бизнесмены». Этих предпринимателей привлекут к уголовной ответственности. Им грозит штраф в размере от 200 до 800 тыс. рублей за каждого мигранта.

Эксперты говорят, что в последнее время все чаще стали появляться сообщения о работниках, которых держали в заключении. «В нашем реабилитационном центре растет процент людей, которые были освобождены из трудового рабства, – рассказала «НИ» специалист бюро Международной организации по миграции Юлиана Павловская. – И в основном, конечно, это мигранты». Работодатели давно поняли, что взять десяток нелегалов и платить им копейки намного выгоднее, чем нанимать дорогостоящих работников. Поэтому в основном сотрудники правоохранительных органов находят рабов на предприятиях – заводах, фабриках и цехах. В середине июля в Ростове-на-Дону были освобождены 40 граждан Таджикистана, которые работали на мусороперерабатывающем заводе. Как рассказали мигранты, им предложили хорошую работу в России, а затем привезли в Москву, где продали бизнесменам из Ростова. Владельцы завода заплатили по пять–семь тыс. рублей за человека. У таджиков отобрали паспорта, чтобы они не убежали. Также в июле в Москве милиционеры освободили 77 вьетнамцев, работавших в цехе по пошиву детской одежды. Денег рабы не видели, а бежать из цеха им было некуда. А в апреле в Новосибирске милиционеры вышли на цех по производству картона, где безвозмездно трудились два десятка узбеков.

По печальной традиции, сильную конкуренцию мигрантам составляют военнослужащие – более молодые и сильные. «Это скрытое рабство: офицеры просто передают солдат в пользование на предприятия, а деньги, вырученные за их труд, забирают себе, – сообщила «НИ» председатель правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Элла Полякова. – Этой зимой военнослужащие из части №3526 сообщили нам, что их заставляли работать при строительстве завода в Петербурге. Однако позже солдаты отказались говорить, опасаясь за себя. В итоге они не захотели, чтобы мы защитили их права». Как говорит Элла Полякова, наказать офицеров, продающих солдат, очень трудно. «Однажды к нам прибежали избитые 18 ребят, они сказали, что их заставляли работать на кирпичном заводе, – рассказывает Элла Полякова. – Мы вызвали «скорую помощь», чтобы зафиксировать побои, прокуроров. В итоге ребят просто комиссовали из армии. Еще военнослужащие строили коттеджи в Царском селе. Двое из них перегоняли кран, но в дороге попали под электропоезд. Один погиб на месте, а второй получил травмы. Но офицеры договорились с родственниками и замяли дело».

Солдат используют как рабов по всей России. Полгода в Ростовской области двое солдат работали в рыбном цехе, пока их не вызволили милиционеры. Сейчас на капитана, передавшего парней предпринимателю, заведено уголовное дело по статье 286 УК РФ «превышение должностных полномочий». А в Самаре солдат заставляли месяц работать на заводе Coca-Cola. Это выявилось в ходе судебного процесса над солдатом, обвиняемым в самовольном оставлении части. Парень рассказал, что его вместе с группой товарищей поставляли на завод их командиры, но когда отсутствие срочника обнаружилось, офицеры предпочли заявить, что тот сбежал. Солдаты-срочники выполняли функции разнорабочих: грузили, подметали, перекладывали поддоны, сливали просроченный лимонад в бочки, косили траву. Денег за работу им не платили, они трудились за еду и сигареты.

"