Posted 5 июля 2011,, 20:00

Published 5 июля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:12

Updated 8 марта, 06:12

Все по-взрослому

Все по-взрослому

5 июля 2011, 20:00
Мэр столицы Сергей Собянин взялся за развитие молодежной политики. Он призвал органы исполнительной власти готовить кадровые резервы из молодых специалистов, а последних активней участвовать в жизни города. На протяжении пяти с лишним лет работа юных парламентариев и чиновников носит консультативный характер и не всегд

В День молодежи (27 июня) мэр Москвы Сергей Собянин встретился со Студенческим правительством дублеров. В ходе этого мероприятия градоначальник высказал идею создать молодежный кадровый резерв при каждом органе исполнительной власти. Именно так действующие чиновники на местах должны будут пополнять штат. Сергей Собянин отметил, что эффективность управления городом будет зависеть от того, насколько способные ребята придут в правительство. Политологи отмечают, что таким образом власти пытаются обосновать существование «молодых дублеров». Студенческое правительство, созданное еще пять лет назад в «эпоху Лужкова», после прихода г-на Собянина на пост мэра подверглось резкой критике.

Политолог Дмитрий Абзалов замечает, что возросший интерес к молодежи можно объяснить двумя причинами. «В силу особого политического сезона (канун выборов) молодежные темы форсируются. Таким образом, власти пытаются создать каналы социализации, показать, как они работают в этом направлении. Кроме того, сама угроза ротации в среде чиновников положительно сказывается на работе системы», – говорит «НИ» эксперт. Правда, он добавляет, что смысл вся затея приобретет только в случае, если молодежь получит возможность заниматься реальными делами, а не выступать в роли наблюдателей за работой «взрослых». «Например, если они будут недовольны бюджетом, пусть предоставят альтернативный вариант, где дебет с кредитом сойдется», – предлагает Дмитрий Абзалов.

Пока все молодежные структуры, близкие к власти, работают либо в рамках консультативных советов, либо занимаются организацией мероприятий на местах. Но сами участники Молодежной палаты Мосгордумы, Студенческого правительства дублеров, Общественной молодежной палаты города видят основную задачу в получении опыта. Если стать чиновником или депутатом хочет все же не каждый, то научиться работать с властными структурами и наладить связи стремятся почти все.

Сергей Собянин одобрил часть предложений Студенческого правительства дублеров.
Фото: MOS.RU

Стратегические разработки

На встрече с мэром представители Студенческого правительства дублеров Москвы выступили с рядом инициатив. Если предложения о государственном частном партнерстве мэр встретил настороженно, то разработки по повышению эффективности городского хозяйства вызвали интерес. Создание программы мотивации энергодобывающих и энергопотребляющих компаний Сергей Собянин поддержал. Сами дублеры признают, что эффективность их работы, если учитывать количество принятых властями предложений, не так высока, как хотелось бы. До этого года четыре подряд им удавалось раз в неделю собираться на заседание правительства под руководством экс-мэра Юрия Лужкова. По словам председателя Студенческого правительства Максима Ткаченко, сейчас от такой формы власти приняли решение отказаться. «Сегодня на заседании обсуждается уже не два вопроса, как раньше, а 30. Мы физически не смогли бы подготовиться», – говорит «НИ» Максим Ткаченко.

Свои силы дублеры намерены направить на подготовку кадрового резерва для исполнительных органов власти, о которых говорил мэр. По приблизительным подсчетам г-на Ткаченко, в Москве около 60 таких структур, для каждой из которых потребуется коллектив из пяти-семи молодых людей. Примерно такая ротация происходит в госструктурах в год, подсчитал председатель дублеров. Набрать столько толковых ребят организаторы считают делом несложным. Желающих попасть в проект в вузах Москвы достаточно, хотя при приеме на «общественную работу» и предъявляются «серьезные» требования: кандидаты проходят психологический тест, решают профильные задачи.

Самый частый ответ на вопрос, зачем люди приходят, – «набраться опыта». Руководители проекта указывают, что юные чиновники учатся работать с документами, вести дискуссии в рабочих группах, проводить экспертизы. При этом организаторы стараются не афишировать, что готовят госслужащих. По их мнению, этот опыт пригодится всем, независимо от выбранной стези. Пока за время работы проекта около 300 тыс. человек устроились на госслужбу. По мнению экспертов, в основе стремления попасть в такую структуру лежат не идеалы служения обществу, а трезвый расчет. Социолог Леонид Давыдов замечает, что поток на юридические и экономические факультеты не уменьшается который год, хотя рынок перенасыщен такими специалистами. Самый стабильный вариант для них – это устроиться на госслужбу. Но, по словам члена Ученого совета факультетов государственного и муниципального управления ГУ ВШЭ Любови Симоновой, экономический кризис подпортил и эту тенденцию. «В последние два года мало кому удавалось устроиться на хорошую работу», – говорит «НИ» преподаватель. Эксперты согласны, что на этом фоне работа в Студенческом правительстве может стать хорошим карьерным стартом.

Иван и его команда

Если попасть в Студенческое правительство дублеров не удалось, в госсистему можно зайти с другого фланга. Сегодня в столице действует молодежный парламент, который состоит из Общественной молодежной палаты и Молодежной палаты при Мосгордуме (МГД). Обе структуры также носят консультативный характер, и «взрослые» их мнение могут и не учитывать. По словам председателя Общественной молодежной палаты Владимира Владимирова, орган формируется из ребят, которые входят в аналогичные палаты при муниципальных образованиях. Эффективность работы подопечных г-н Владимиров оценивает конкретными делами, основным занятием ребят является работа на территории.

Главными достижениями палаты он считает программы «Молодой избиратель» и «Найди свою команду». В первом случае в столичных школах проходят выборы лидера, максимально приближенные к настоящим кампаниям, а во втором–обратившимся ребятам помогают определиться, как они могут быть полезны городу. «Вот сейчас хотим открыть электронные приемные и привлечь ребят к общественному мониторингу районов. Например, если в подъездах лампочки не горят, молодые люди могут зафиксировать нарушения, собрать документы, и через приемные передать информацию представителям власти», – делится г-н Владимиров с «НИ». По его словам, от общего числа людей, примыкающих к организации, 10–15% «амбициозны в хорошем смысле», то есть стремятся продолжить общественно-политическую карьеру. «В 2008 году 56 наших человек стали депутатами муниципальных собраний», – говорит председатель палаты.

Молодежная палата при МГД свои обязанности видит в защите прав и интересов молодежи. По словам председателя органа Ивана Горячева, для этого изучаются законы, которые затрагивают подрастающее поколение, и вносятся предложения или поправки. «К тому же мы рассматриваем документы исполнительной власти», – рассказывает г-н Горячев «НИ». Он признается, что мнение молодежи могут и не учитывать. «Вот в МГД с нашими поправками в 94-й Федеральный закон относительно студенческих отрядов согласились, а Госдума пока не рассмотрела», – рассказывает юный спикер. Крупные законопроекты (например, «О полиции», «Об образовании») молодые парламентарии тоже изучают, но скорее в рамках навыков чтения серьезных документов и работы с ними.

Кроме того, здесь гордятся своей толерантностью. В отличие от «взрослой» Московской думы, где представлены только партии «Единая Россия» и КПРФ, в Молодежной палате к работе допущены и члены «Справедливой России», «Яблока», «Патриотов России» и ЛДПР. Правда, партии, не преодолевшие семипроцентный рубеж на выборах в МГД в октябре 2009 года, смогли делегировать только по одному молодому коллеге. Представитель «Яблока» Александр Гнездилов соглашается, что Молодежная палата отнюдь не замена «нормальному демократическому парламенту». «В Москве на этом уровне существует определенный пробел, и высокой эффективности от нас ждать не стоит», – замечает политик. Своей главной обязанностью он считает «отслеживание коррупционогенных законов».

МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТ ПРИ САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМЕ ПОЛУЧИЛ НЕДАВНО ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ

Молодежное правительство Самарской области было образовано в 2008 году в целях формирования кадрового резерва для управленческих структур. Этот совещательный орган призван представлять интересы всех групп молодежи в областном правительстве. В состав молодежного правительства входят юноши и девушки в возрасте от 18 до 26 лет. Первый состав, собранный три года назад, главным образом налаживал взаимодействие между представителями власти и их молодыми коллегами, т.е. готовил почву для плодотворной работы в будущем. Второй состав начал уже принимать непосредственное участие в политической жизни губернии.
Ребята, изъявившие желание «порулить», должны были представить в конкурсную комиссию Министерства культуры и молодежной политики Самарской области заявление, письменную работу, копию паспорта, справку с места учебы или работы, копию документа об образовании и документ, подтверждающий участие или членство в молодежном общественном объединении. Письменная работа должна была представлять собой проект, освещающий социально значимые проблемы губернии и пути их решения. Данные проекты оценивали специалисты. Вторым этапом отбора было собеседование в присутствии представителей областных органов власти. Решение принималось коллегиально.
Желающих пойти в чиновники было несколько сотен. В итоге в молодежном правительстве, состоящем из председателя, его заместителя и рядовых членов, работающих на общественных началах, оставили всего 18 человек. «Молодежное правительство – это школа лидеров, – заявила «НИ» министр культуры Самарской области Ольга Рыбакова. – Мы должны создать условия для молодежи, которая хочет себя проявить. У каждого есть возможность стать председателем правительства». «В наше время молодые люди достаточно образованны, энергичны и талантливы для того, чтобы принимать активное участие в политической жизни на уровне города и области, они не боятся действовать, не боятся перемен, – говорит член второго состава молодежного правительства Дмитрий Будаев. – Я уверен, что к нам будут прислушиваться». «Я расцениваю это как расширение своего кругозора, потому что, когда общаешься с людьми высокого статуса, узнаешь много нового, всесторонне развиваешься, – полагает один из конкурсантов Станислав Сугак, председатель Совета молодых специалистов Куйбышевской железной дороги. – Мне в первую очередь хочется изменить критическую ситуацию с нехваткой кадров рабочих специальностей».
Молодежным правительством Самарской области уже были рассмотрены вопросы развития профессионального спорта, занятости, мониторинга деятельности депутатов, участия молодежи в выборах. Оно приняло участие в обсуждении проекта федерального закона об образовании.
В марте 2011 года общественный молодежный парламент при Самарской губернской думе получил право законодательной инициативы на уровне субъекта. Между тем первая попытка его создания в 2004 году не увенчалась успехом. А в апреле 2011 года в Большеглушицком районе Самарской области прошли первые в истории региона молодежные выборы. Район был разделен на 15 одномандатных избирательных округов. Возраст кандидатов и избирателей колебался от 14 до 30 лет. Парламент в составе 15 человек был сформирован на три года. Организаторов порадовало, что ребята не поливали друг друга грязью, а предлагали конкретные проекты и мероприятия: от уборки мусора до необходимости развития передвижной киносети района.
Сергей ИШКОВ, Самара


НЕМЕЦКОЕ ГОСУДАРСТВО НЕ ВОСПИТЫВАЕТ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ВОЛИ ВЛАСТИ

Несмотря на то что большинство существующих сейчас в Германии союзов молодежи получают финансовую поддержку из государственных источников, они не подвержены тем не менее прямому влиянию государства. Почти каждый четвертый молодой немец состоит в молодежной организации, союзе или политическом объединении. Это и традиционно консервативные союзы молодежи, функционирующие при партийном блоке ХДС/ХСС (в него входят Христианско-демократический союз Германии и Христианско-социальный союз), опирающиеся на значительную финансовую и политическую поддержку правоцентристской правительственной коалиции.
Среди либеральных молодежных союзов можно выделить такие организации, как «Немецкие молодые демократы», «Молодые либералы». Философской и политической основой их деятельности являются либеральные идеи свободы, справедливости, равенства и человеческого достоинства. Наиболее крупными левоцентристскими молодежными союзами, работающими во взаимодействии с Социал-демократической партией Германии (СДПГ), являются «Молодые социалисты в СДПГ», «Социалистическая молодежь Германии «Соколы», «Профсоюзная молодежь».
Корреспонденту «НИ» не раз доводилось общаться с Лайнусом Фёрстером, ответственным за молодежную политику членом баварского ландтага от СДПГ. По мнению этого депутата, смысл молодежной политики Германии состоит в том, что государство дает молодежи право выбора, не пытаясь подчинить активность молодежи своим интересам и нуждам. Государство лишь создает условия для самостоятельного развития демократически ориентированного гражданина. Оно ни в коем случае не стремится воспитать в молодежной среде исполнителей воли власти, винтиков государственной машины. Такая концепция работы полностью исключает появление в современной Германии государственного союза молодежи типа комсомола или гитлерюгенда, считает Лайнус Фёрстер.
Помимо этих политических объединений существуют и «экзотические»: «Социалистический немецкий союз рабочей молодежи» и «Марксистский студенческий союз «Спартак». Эти объединения немногочисленны, как и разрозненные группы националистического толка. Непосредственного участия в обсуждении и принятии политических решений, касающихся сферы государственной молодежной политики, они не принимают, особой популярностью даже в молодежной среде не пользуются. Но общество в то же время пытается не допустить выхода их деятельности за правовые рамки.
Большинство молодежных организаций, которые действуют по всей стране, объединены в федеральные союзы молодежных организаций. В Германии насчитывается около 90 межрегиональных молодежных организаций. Всем им предоставляются помещения на некоммерческих условиях, обеспечивается финансирование за счет государства или спонсоров. Примечательно, что и политики, и общество в целом, – одним словом, взрослые часть социума – признают за юными гражданами право на «самоопределение», то есть право самим выбирать, чем интересоваться, заниматься и кого поддерживать в своих политических пристрастиях.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен


Корреспондент «НИ» побеседовала с молодым политиком, членом Социал-демократической партии Германии Наталией Йордан

– Наташа, каким образом российские девушки попадают в самое пекло немецкой политики? – Сначала они, волею судеб попав в Германию, водят ребенка в детский сад и случайно избираются в его родительский комитет. Потом им предлагают выступить на городской конференции и рассказать о волнующих родителей проблемах. Потом приглашают поучаствовать в партийном форуме, и там становится ясно, что то, что провозглашает партия, совершенно совпадает с их собственным представлением о социальной справедливости и путях ее достижения. – А в чем состоят ваши личные и общепартийные представления о социальной справедливости? – Во-первых, в том, что шансы на получение хорошего образования не должны зависеть от толщины кошелька родителей школьника или студента. Наша партия борется за то, чтобы высшее образование повсеместно было бесплатным. Пока что еще в трех землях Германии плата за обучение в университетах сохраняется. – Как у вас в партии относятся к таким молодым людям, как вы? – Я бы сказала, с почтением. Во-первых, потому, что молодежь в политику, наверное, во всем мире сейчас не идет дружными рядами. У молодых есть «дела поважнее»: учеба, любовь, дискотеки, карьера, создание семьи... Поэтому те, кто приходит, чувствуют себя всеобщими любимцами. У нас в партии существует молодежное крыло «JUSOS», куда входят ребята до 35 лет. Кстати, сейчас на наших встречах мы поднимаем вопрос о том, чтобы был изменен начальный возраст немецкого избирателя с нынешних 18 лет на 16. Потому что сейчас тинейджеры взрослеют и задумываются о серьезных вещах гораздо раньше, чем прежде. И уменьшение возраста, начиная с которого молодому человеку можно голосовать, вполне оправданно. – Какова ваша личная партийная стезя? – В Германии сейчас проживают больше двух миллионов людей из бывшего СССР. В большинстве своем эти люди нуждаются в помощи и защите – от не вполне справедливых законов и правил, бюрократического произвола, невозможности использовать свое российское или советское образование и богатый профессиональный опыт. В той или иной мере каждый человек, переехавший в любую другую страну, – ребенок, нуждающийся в защите. И свою задачу я вижу именно в содействии этой защите с помощью партии, членом которой являюсь. Я как связной между нашими людьми и теми, от кого зависит их благополучие и счастливое будущее их детей в Германии. Кстати, на последнем съезде СДПГ приняла решение о том, что 15% мест в любом нашем партийном представительстве будет отныне принадлежать проживающим в Германии выходцам из других стран. Я тоже там выступала в поддержку этого решения. – На следующих выборах вы собираетесь баллотироваться? – Обязательно! Записала Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен

"