Posted 5 июля 2009,, 20:00

Published 5 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:35

Updated 8 марта, 07:35

Устали навсегда

Устали навсегда

5 июля 2009, 20:00
В конце минувшей недели бесланские школьники побывали в подмосковном Звездном городке. Трехчасовую экскурсию бывшие заложники выдержали с трудом – оказалось, что после пережитого стресса они очень быстро устают. Многие и вовсе обучаются на дому, так как не могут ходить в обычную школу.

Для юных посетителей Звездного городка устроили подробную экскурсию по Центру подготовки космонавтов: ребятам показали тренажеры, макет орбитальной станции и даже космическую еду. Детей было десять. Их сопровождали две учительницы. «Лучше не трогайте их, не затрагивайте тему теракта. Зачем в душу лезть, больно же», – сразу предупредила корреспондента «НИ» одна из педагогов, Анжелика Сидакова. Вторая преподавательница, Татьяна Светлова, предложила рассказать все сама: «Многие дети обучаются на дому. Появилось дистанционное обучение». Например, на дому учится девочка Фатима, у которой «нет полголовы». Такая же сильная черепная травма была у Давида. В его голову врачи вставили стальные пластины. Парень рос, и пластины надо было менять. Сейчас Давид поступил в университет, но его мучают головные боли.

«Мой сын полгода не хотел ходить в школу. Он говорил: а кто мне, мама, пообещает, что этого больше не случится?» – говорила Анжелика Сидакова. 11-летний Алан стоял рядом и на вопрос: «Хочешь стать космонавтом?» – отвечал: «Нет, мне и на земле хорошо живется». На остальные вопросы Алан отвечал односложно – «да» или «нет». И даже не глядя на того, кто задавал вопрос. Другой парень, 15-летний Ованес Симонян, тоже отвечал на все вопросы «да» или «нет» и тоже не смотрел на того, кто спрашивал. «Мы занимаемся на третьем этаже, и, когда внизу железная дверь хлопает, дети вздрагивают и вскакивают. Дверь всегда должна быть открыта, чтобы ребенок знал, куда можно выйти», – продолжала Сидакова и говорила, что раньше ее сын всем интересовался, все хотел потрогать, а теперь стал «такой замкнутый».

В Музее космонавтики было множество других детей. Они то и дело фотографировали друг друга. Бесланские же дети фотографировались с неохотой, только если попросит учительница. Они спрашивали у нее, скоро ли будет перерыв и когда можно отдохнуть. Некоторые просто садились на лестнице на ступеньки и сидели, в то время как обычные дети быстро пробегали мимо. «У них подорвана нервная система. На уроках они устают также быстро. Посидят 20 минут и больше не могут», – пояснила Татьяна Светлова. И добавила, что сама тоже проводит по четыре урока, после чего «безумно устает».

КОММЕНТАРИЙ

Руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил ВИНОГРАДОВ:
– Дети Беслана пережили тяжелейший стресс, смерть родных и одноклассников. В той школе, в той обстановке для них эти три дня прошли, как три года. Конечно, они психологически травмированы и истощены. Именно поэтому дети быстро устают. Они должны восстанавливаться постепенно. Как долго это может продолжаться, зависит от структуры личности каждого ребенка. Кто-то мог потерять родных, но оказаться психически более выносливым. А кто-то мог никого не потерять, но оказаться менее устойчивым к стрессу. Для бесланских детей очень полезны восстановительные мероприятия, им необходимо общаться с детьми, которые не переживали подобного стресса. Лет до семнадцати они должны получать медикаментозное лечение, работать с психологами. Общения с журналистами тоже избегать не следует. Дети не должны забывать об этой трагедии, они должны, именно помня об этом, поменять свое отношение к произошедшему.
Записала Нуне ЕГЯН

"