Posted 6 апреля 2015,, 15:06

Published 6 апреля 2015,, 15:06

Modified 8 марта, 03:52

Updated 8 марта, 03:52

Президент ТПП РФ Сергей КАТЫРИН: «Мы услышим реальную оценку ситуации с малым бизнесом»

6 апреля 2015, 15:06
Накануне заседания Госсовета «О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в РФ» президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей КАТЫРИН рассказал «НИ» о том, с какими предложениями идет ТПП на завтрашнее обсуждение вопроса и какие надежды возлагает на итоги заседания.

– Сергей Николаевич, по итогам Госсовета должна быть разработана государственная Стратегия развития малого и среднего предпринимательства, цель которой – шутка ли! – удвоение вклада этого бизнеса в ВВП страны. Полагаете, это реально?

– Вполне реально. Надо создать условия для развития малого и среднего предпринимательства (МСП), поддержать его, тогда и отдача будет соответствующая. В развитых странах МСП обеспечивают более 50% ВВП. У нас сегодня – порядка 20. Ситуация давно уже требует реформирования принципов регулирования малого и среднего бизнеса, пересмотра механизмов его поддержки и развития. На заседании Госсовета об этом пойдет речь.

– Палата внесла в доклад для Госсовета свои предложения. Какие?

– Их немало. Они касаются расширения доступа бизнеса к финансовым ресурсам, повышения престижности занятия предпринимательской деятельностью, упрощения начала ведения бизнеса, снижения фискальной – в том числе неналоговой – и административной нагрузки на предпринимательство. Так, мы, например, считаем совершенно необходимым снизить неналоговую нагрузку на бизнес.

– То есть нагрузку, прямо не связанную с налогами, но влияющую на ведение бизнеса?

– Именно так. Мы считаем необходимым упростить отчетность для малого и среднего предпринимательства, а в качестве первого шага ввести трехлетний мораторий на изменение форм отчетности. Сегодня даже индивидуальный предприниматель, работающий на специальном, то есть максимально упрощенном режиме налогообложения и имеющий одного наемного работника, обязан сдавать до 14 отчетов в год. К тому же постоянно изменяются формы отчетности, а это означает трату денег и времени на постоянное изучение нововведений и переобучение сотрудников.

Нужно провести мониторинг цен на услуги, формирующие «неналоговую нагрузку», на предмет их обоснованности. Это серьезные расходы для бизнеса. Палата активно включилась в работу, которую ведет Минэкономразвития РФ, по выявлению и систематизации неналоговых платежей с целью установления моратория на них. Вот примеры неналоговой нагрузки, которая не имеет налоговой природы и не относится к государственным услугам. Это весьма недешевые испытания и экспертизы для получения сертификатов на производимую продукцию, карантинных сертификатов. Так, российское предприятие – производитель продуктов питания – должно пройти сертификацию по каждому виду выпускаемой продукции. Расходы – до 1 млн. рублей, а процедура повторяется каждые два-три года. Такие услуги должны быть обоснованными, в том числе в плане цен. Российский производитель программного обеспечения не может использовать программный продукт после получения сертификата Росстандарта, потому что надо еще на коммерческой основе пройти согласование с этим ФГБУ. Необходимость такого согласования обосновывается документом... советского периода, изданном еще в 1986 году. Вообще, человек, далекий от бизнеса, не может себе даже представить, сколько всяких неналоговых платежей обрушивается на бизнес. Еще и по отраслям насчитывается до 70 «квазиналогов» – и за уборку мусора, и за утилизацию шлама и проч., и проч., введенных приказами министерств и т.д. Многих предпринимателей эти платежи буквально душат.

– И что с этими платежами можно сделать?

– Надо или отменять их, или уменьшать, предусматривая льготы, или как минимум, откладывать введение новых. Необходимо также для малого бизнеса, работающего на спецрежимах, снизить взносы во внебюджетные фонды, то есть страховые платежи. Сегодня индивидуальный предприниматель за себя платит страховые взносы порядка 22 тыс. рублей в год. Индивидуальных предпринимателей – пенсионеров или инвалидов – вообще надо освободить от страховых взносов, уплачиваемых за себя в связи с ведением предпринимательской деятельности.

Страховые взносы на заработную плату работникам могут достигать 32% от фонда оплаты труда. По данным опроса, проведенного ТПП РФ, в общем объеме фискальной нагрузки неналоговые платежи, вместе со страховыми взносами, могут достигать 70%.

– Налоговую нагрузку тоже надо снижать?

– Здесь в нынешних непростых для экономики условиях поле для маневра пока небольшое. Что можно сделать? Отменить налог на имущество для бизнеса на спецрежимах, если, конечно, бизнес не сдает его в аренду, а его для работы на соответствующем объекте налогообложения. Продлить период действия единого налога на вмененный доход в качестве специального режима налогообложения для МСП. Распространить «налоговые каникулы» на впервые зарегистрированные юридические лица. При этом я убежден, что преференции и льготы не должны зависеть от выбранной организационно-правовой формы. Надо проработать механизм распространения таких «каникул» на организации.

Очень серьезно может и должно помочь малому и среднему бизнесу участие в закупках компаний с государственным участием. Но здесь тоже есть свои сложности, тонкости и «подводные камни», применяемые для того, чтобы в поставщики к компаниям с госучастием попадали «свои». С другой стороны, и крупные предприятия побаиваются размещать заказы, то есть совершать закупки у неизвестных им поставщиков.

Торгово-промышленная палата внимательно изучила ситуацию и проанализировала предложения сторон, участвующих в закупках. Сейчас государственные компании активно включились в реализацию ФЗ 223 и Постановления о квоте закупок у МСП: создаются перечни товаров, работ и услуг и специализированные торговые электронные площадки; разрабатываются программы партнерства. Но эта работа идет в каждой госкомпании отдельно. А малый бизнес настаивает на необходимости создания единого общероссийского ресурса для закупок госкомпаний у МСП. Нужна унификация правил и требований к закупкам, в том числе стоимости электронной цифровой подписи. Нужны единый реестр поставщиков из числа МСП для госкомпаний и общероссийский классификатор товаров, работ и услуг для данных целей. Требуется создание специализированной электронной площадки.

Палата поддерживает эти предложения. Именно так можно упростить для малого бизнеса доступ к закупкам крупных компаний и открыть новые рынки сбыта. ТПП РФ в режиме пилотного проекта прорабатывает совместно с несколькими госкомпаниями проект по созданию такого единого ресурса.

Это, конечно, далеко не все предложения Палаты.

В заключение еще раз подчеркну: на Госсовете мы услышим реальную оценку ситуации с малым и средним бизнесом. Это позволит определить, какие меры нужны и что надо сделать. Если выполним намеченное, значит, получим ожидаемый результат, обязательно получим.

Беседовала Анастасия ГРИНЕВА

"