Posted 5 апреля 2006,, 20:00

Published 5 апреля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:12

Updated 8 марта, 09:12

Теперь ты в армии

Теперь ты в армии

5 апреля 2006, 20:00
Одобренный правительством РФ законопроект об отмене 9 из 25 отсрочек от службы в армии перекочевал в Госдуму, где его судьбу будут решать депутаты. Единственным из членов правительства, кто обеспокоился отменой отсрочек, оказался министр культуры Александр Соколов.

По его мнению, уменьшение квот для особо одаренных молодых людей призывного возраста приведет к тому, что таланты в массовом порядке уедут за границу. В разные годы отсрочками пользовались такие звезды, как пианист Денис Мацуев и танцор Большого театра Николай Цискаридзе. Впрочем, культура не единственная сфера, по которой отмена отсрочек нанесет удар. Благодаря инициативам Минобороны, резко сократится количество сельских врачей и учителей.

Упадет и рождаемость, ведь молодые отцы тоже лишаются привилегий. В выигрыше, как всегда, останутся военкоматы, где сумма взятки за «откос» от армии уже выросла в несколько раз.

У здания Московской консерватории, где побывала корреспондент «НИ», ничто не напоминает о том, что молодых людей, спешащих на занятия с музыкальными инструментами, вскоре ждет армейская служба. Но о грядущих переменах студенты, конечно же, наслышаны. У второкурсников-духовиков по этому поводу уже разработан план. Будущий профессиональный трубач Евгений признался «НИ», что тщательно продумал ходы отступления: «Буду косить по здоровью – ссылаться на плохое зрение». Его друг Алексей не исключает, что отправится в деревню к бабушке «отсиживаться в курятнике». В целом же студенты сильно не переживают из-за сокращения отсрочек, говорят, что и прежде их было мало, и заполучить вожделенные квоты основная масса студентов даже не мечтала.

Квоты – это прямое освобождение от армейской службы для самых талантливых молодых россиян. Минобороны запланировало сокращение этих квот в четыре раза. Если до сих пор ежегодно отсрочки получали 800 особо одаренных артистов балета, цирка и музыкальных исполнителей, выпускников хореографических, цирковых, музыкальных училищ и школ, лауреатов конкурсов, то в случае утверждения поправок число везунчиков сократится до 200 человек. По убеждению силовиков, и артисты балета, и музыканты, коль здоровье позволяет, вполне способны служить в армии. Если у них есть силы, и немалые, часами прыгать у балетного станка или сутками играть на скрипке, так почему бы им годик не побегать с автоматом?

Минкульт, надо отдать ему должное, встал на защиту «своих». Но пока уговоры Соколова (к слову, бывшего ректора консерватории) не смогли убедить военных в несправедливости решения. Министр уверен, что призыв, например, точно не пойдет на пользу музыкантам-инструменталистам. «Руки есть тот инструмент, который не терпит перерывов в занятиях», – заявил Соколов. Наряды вне очереди на кухне по чистке картошки репетиций не заменят.

Туго придется и артистам балета. Точнее, они вынуждены будут забыть о балете навсегда, потому что призывной возраст как раз совпадает с кульминацией творческого роста. В тот период, когда будущих гениев сцены нужно пестовать и лелеять, гонять на репетициях до седьмого пота, их педагоги будут писать им письма в армию и рыдать горючими слезами.

Россия действительно рискует потерять своих творческих вундеркиндов, как это когда-то было с «мозгами». Соколов утверждает, что такой поворот событий грозит катастрофой для отечественной культуры: «Самые талантливые, уже состоявшиеся молодые люди просто уедут за границу – это совершенно ясно. Понимая, что ставится под удар цель их жизни, и имея для этого все основания, потому что они уже востребованы, они вправе сделать свой выбор. Это крайне досадно».

И все же не исключено, что силовики еще одумаются и пересмотрят вопрос, связанный с отсрочками для талантливых призывников. Пользы армии они все равно не принесут. Разве что споют или спляшут «дедам» перед отбоем. «К сожалению, пока к нам не прислушались, но я думаю, что надо все-таки терпеливо объяснять», – добавил Соколов.

Между тем, если бы не пресловутые квоты, то неизвестно, как сложилась бы творческая судьба, к примеру, Николая Цискаридзе – солиста Большого театра и пианиста Дениса Мацуева – выпускника Московской консерватории. Они не попали в армию исключительно благодаря «президентским отсрочкам». Между тем звездам более «народных» жанров, чтобы не потерять своего зрителя, уже сегодня приходится «косить» от армии. К примеру, до сих пор не побывал в войсках звезда фильмов «9 рота», «Ночной дозор», «Дневной дозор» актер Алексей Чадов.

Как рассказал «НИ» директор Алексея Роман Кокроев, военкомат тоннами посылает на домашний адрес выпускника Щукинского училища и популярного актера повестки, но они не доходят до адресата по простой причине – Чадов чаще бывает на съемках, чем дома. Кроме того, по мнению директора, Алексей и так уже с избытком отдал долг Родине и прочувствовал вкус солдатской жизни, отснявшись в фильмах про афганскую, чеченскую и Великую Отечественную войны.

Последний парень на деревне

Еще один удар своими преобразованиями военные чиновники готовятся нанести по здравоохранению и образованию, отменив отсрочки для «лиц с высшим педагогическим образованием» и врачей, постоянно работающих в сельской местности. По мнению Министерства обороны, неумолимый процесс урбанизации сократил количество сельских школ, а значит, и сельских учителей. По словам министра образования Фурсенко, этой отсрочкой пользуются всего 300 человек. Получается, она своего рода анахронизм. В ситуации с врачами, по мнению чиновников, ситуация аналогичная.

«Если какие 300 человек для министра образования не цифра, то для армии тем более, – считает президент ассоциации демократических школ России Александр Тубельский. – 300 человек не увеличат обороноспособность России, а для своих учеников они незаменимы, так почему же не оставить эту отсрочку? Молодой учитель куда нужнее в школе, чем в казарме».

Действительно, ситуация с кадрами в региональных образовательных учреждениях напряженная, так что новостям из Минобороны там не обрадовались. «Только 30% выпускников педагогических вузов идут работать в школы, – рассказал корреспонденту «НИ» в Волгограде Станиславу АНИЩЕНКО вице-губернатор Волгоградской области, председатель комитета по образованию Виктор Беспалов. – Даже в городах проблема с молодыми учителями. В селах же ситуация просто критическая. Недавно я был в одной из школ области и видел, как урок физкультуры ведет учительница, от этого предмета очень далекая. А что делать? Учителей нет, вот и замещают, кто как может. В свое время мы даже предлагали ввести в регионе что-то типа квоты: например, мы предлагали устроить в сельские школы хотя бы 100–150 молодых педагогов вместо прохождения службы в армии. Если так будет продолжаться – школы в сельской местности вообще останутся без учителей».

Мнение вице-губернатора поддержали и главы районных администраций. В частности, глава Дубовского района Волгоградской области Владимир Клочков в разговоре с корреспондентом «НИ» подчеркнул, что это просто «оголит село»:

«Ни врачи, ни учителя к нам не едут. Если отменить эти отсрочки, я просто не представляю, кто будет лечить и учить селян. Дефицит кадров – острейший. Мое мнение однозначно – отменять последнюю надежду «заманить» в районы области молодых специалистов нельзя ни в коем случае!»

Рожать никто не захочет

Еще одна отсрочка, которой в 2008 году рискуют лишиться призывники, – отсрочка молодым отцам и призывникам, чьи жены беременны не меньше 26 недель. Именно вокруг нее разгораются самые жаркие споры, в связи с ней звучат предсказания демографического коллапса. Между тем министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов всерьез считает, что отмена отсрочки для молодых отцов – состоявшихся и будущих – способны симулировать рождаемость. Как заявил министр в минувший вторник, «в Минздраве подготовлены предложения по внесению изменений в федеральный закон о статусе военнослужащих, которые предусматривают установление ежемесячных денежных выплат членам семей военнослужащих. Они будут выплачиваться в период прохождения службы по призыву». Выплаты предусматриваются для жены солдата, находящейся на 26-й неделе беременности на момент призыва, а также для детей не старше трех лет. Министр, правда, не озвучил даже примерного размера этих выплат. Но даже если государство продемонстрирует небывалую щедрость, оно вряд ли компенсирует среднюю зарплату человека 18–20 лет, которая составляет порядка 7 тыс. рублей в среднем по стране. И уж точно никакими деньгами не сможет возместить ребенку год жизни без отца.

«Все это приведет к тому, что в стране увеличится количество абортов. Молодым семьям страшно будет рожать, зная, что мужчину со дня на день могут забрать в армию, – считает москвич, отец двоих детей, Александр Беляев. – Причем могут забрать именно в тот период, когда ему надо крутиться изо всех сил, зарабатывая деньги для семьи. В армии он этой возможности будет лишен, и молодая мама окажется без средств к существованию. Полагаться на государственные пособия смешно. Можно просто взять калькулятор и посчитать, во сколько обходятся ежемесячно подгузники, детское питание, одежда, средства для ухода за ребенком, лекарства, посещение врача, оплата няни, если мама работает. Я уже не говорю о психологическом аспекте – воспитывать ребенка без мужа очень тяжело даже в течение одного года».

Чиновникам Минобороны все эти очевидные аргументы не кажутся убедительными. Отмену «детской» отсрочки они аргументировали тем, что та уже изжила себя, кроме того, правительство на треть увеличило размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Сейчас оно составляет 150 рублей.

В университетах ждут «хороших» милиционеров

Отнять отсрочку от армейской службы, точнее, возможность и вовсе в вооруженных силах не служить, военное ведомство решило и у молодых людей, обучающихся в образовательных учреждениях Государственной противопожарной службы, органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, а также таможенных органов РФ. Быстрее других эта информация дошла до милиционеров. Совсем недавно потрясенные монетизацией льгот, они вновь

задумались о целесообразности своей службы.

«Нет смысла скрывать, что в милицейские академии и школы милиции идут в основном именно для того, чтобы откосить от армии, – говорит старший лейтенант милиции, слушатель московского университета МВД Виктор Гурьев. – Если сейчас эта мотивация пропадет, то количество учащихся сократится в разы. В транспорт бесплатно не пускают, а тут еще и армия».

Правда, в московском профсоюзе милиции даже по-своему рады новшествам Минобороны.

«В Москве штат милиции неоправданно раздут, – сказал «НИ» председатель профсоюза Михаил Пашкин. – При этом зарплаты низкие. Если в милицию перестанет идти молодежь, руководству придется поднять зарплаты оставшимся. С 93-го года, между прочим, в милицию принимали только тех, кто отслужил в армии. В этом есть резон и сейчас. Если даже армия не отбила у человека желание иметь дело с оружием и государством и сразу из части он идет в милицию, значит, он хороший милиционер».

Размер взяток уже растет

Военные чиновники считают предложенные ими преобразования необходимыми и вполне оправданными. «Отмена отсрочек приурочена, конечно, к снижению срока службы, – рассказал «НИ» представитель пресс-службы Министерства обороны Игорь Костышин. – Причин для такого рода изменений масса. Одна из них – демографическая. К 2008 году призывного возраста достигнет поколение начала 90-х. А тогда рождались одни девочки. По статистике мальчиков очень мало. Кроме того, Минобороны преследует цель повысить, так сказать, качество призывников, уровень образованных людей в армии. А для этого мы должны не брать, кого придется, в том числе ранее судимых, а иметь возможность выбора».

Между тем предсказать судьбу скандального законопроекта, который должен заработать в 2008 году, действительно сложно. В Минобороны говорят, что думцы, вероятно, урежут список отсрочек. Скорее всего, так оно и произойдет. Законотворцы часто используют прием «красной собаки», когда в пакет законопроектов включают что-то уж совсем из ряда вон выходящее, что потом «приходится» отменять якобы под давлением общественного мнения. Тем временем менее резонансные, но при этом не менее абсурдные законы проходят думские чтения. Возможно, «красной собакой» в этом станет отсрочка для молодых отцов.

Тем не менее даже столь далекий от вступления в силу закон уже имеет свое влияние: как рассказала «НИ» председатель Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова, военные комиссары уже пугают робких призывников отменой отсрочек. Кроме того, размер дежурной взятки, от 3 до 5 тыс. долларов, за откос от армии уже увеличился и, вероятно, только продолжит расти.

В ИЗРАИЛЕ ОТСРОЧЕК МНОГО

В Израиле призыву подлежат юноши и девушки в возрасте от 18 до 27 лет на срок от полутора до трех лет. Медкомиссии выписывают им так называемые «профили» – документы, определяющие степень пригодности к службе в тех или иных войсках. Очень «низкий» в оценочном плане профиль означает, что человека либо вовсе не призовут, либо он получит отсрочку для поправки здоровья. Не подлежат призыву ультраортодоксы (не путать с «просто» ортодоксами) и учащиеся иешув – еврейских религиозных учебных заведений. Если учащийся по каким-либо причинам отчислен – он идет в армию, но служит в отдельных частях, где нет женщин. Также не подлежат призыву девушки, ведущие религиозный образ жизни, а также замужние женщины. То же самое касается мужчин, имеющих на иждивении двух и более несовершеннолетних детей или недееспособных родителей или других близких родственников. Нельзя призывать и граждан Израиля арабской национальности. Всем поступившим в вузы после школы полагаются отсрочки на весь период учебы, но затем они должны отслужить год рядовыми или 3 года в офицерских званиях.

Валентин БОЙНИК, Иерусалим


СЛУЖБА В СКАНДИНАВИИ ПОХОЖА НА РАЙ

Сейчас в Швеции, как и в России, идет весенний призыв. Несколько дней назад в армию провожали и сына моих российских знакомых, получившего шведское гражданство. Закон в Швеции строг: все мужчины в возрасте от 18 до 47 лет обязаны отдать долг государству.
Проводы были по-русски традиционны. Мать всплакнула, отец вспоминал свою службу в степях Казахстана и нетвердым от возлияний языком бормотал что-то вроде: «Не подведи, сынок, дедам себя в обиду не давай. Помни, что мы их под Полтавой били!» Будущий солдат мужественно все выслушал. Из армии воин вернулся на следующий день. «Отслужил», – коротко сообщил он близким и отправился к друзьям отмечать дембель.
Так выглядит воинская повинность для 70 % всех скандинавских призывников. Лишь ничтожное число подлежащих призыву в Швеции, Дании и Норвегии получает койку в казарме, остальных призывные комиссии отправляют домой сразу после прохождения регистрации, анкетирования и проведения физических и психологических тестов. Окончательный отбор ведется лишь среди тех, кто сообщил о своем страстном желании послужить родине.
После развала Советского Союза главная угроза извне исчезла, и скандинавские армии стали стремительно сокращаться. Теперь ставка делается на небольшие мобильные части, которые комплектуются преимущественно контрактниками. Тем немногим срочникам, которым удалось закрепиться в армии на отведенный для службы год, сверстники завидуют. Шведский солдат, живущий на всем готовом, ежедневно получает 72 кроны, это примерно 10 долларов, а к дембелю ему выдается единовременное пособие в сумме 23 тыс. крон, около трех тысяч долларов. Суббота и воскресенье – выходные. Солдаты на эти дни имеют право бесплатного проезда от места службы в любой конец страны по месту своей прописки или проживания родственников. За время службы всем предоставляется и один двухнедельный отпуск. Подобные же условия и в остальных скандинавских армиях.
Закончивший тянуть лямку воин уходит на гражданку с багажом ценных специальностей, за которые обычно надо платить приличные деньги. Кроме того, он имеет право внеконкурсного поступления в любой из вузов страны. В ближайшем будущем попасть в скандинавский армейский рай молодым людям станет еще сложнее. Ряд парламентских партий в Швеции, Норвегии и Дании, поддерживаемых феминистскими организациями, требуют введения обязательной воинской повинности не только для мужчин, но и для женщин. Сегодня прекрасная половина скандинавского общества служит лишь по желанию. Если проект закона пройдет, будет введено квотирование мест в частях и подразделениях по половому признаку, и тогда в казарму смогут попасть лишь один-два человека из десятка военнообязанных.

Алексей СМИРНОВ, Стокгольм

"