Posted 5 апреля 2005,, 20:00

Published 5 апреля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:36

Updated 8 марта, 09:36

Оранжевая сессия

Оранжевая сессия

5 апреля 2005, 20:00
Студенты Екатеринбурга направили открытое письмо министру образования РФ Андрею Фурсенко. Они требуют восстановить льготный проезд в общественном транспорте, которого лишились в результате монетизации льгот, и повысить стипендии до размера прожиточного минимума. К протесту уральцев готовы присоединиться студенты из 20

Пока по всей стране митинговали пенсионеры, добиваясь сначала возврата льгот, а потом отставки правительства, студенты сдавали зимнюю сессию. Потом они ушли на каникулы, а когда вернулись в аудитории, обнаружили, что тот самый закон № 122, или закон о монетизации государственных льгот, касается их не меньше, чем взбунтовавшихся стариков. Практически во всех российских регионах значительно подорожал, например, проездной билет. В некоторых городах студентам предлагали платить за «единый» чуть ли не в три раза больше, чем в прошлом году. Между тем никаких компенсационных выплат для школяров власти не предусмотрели, вскользь пообещав лишь незначительную прибавку к стипендии. Студенты постепенно начинают понимать, чего они лишились после боя курантов, и выдвигают первые конкретные требования к правительству.

Началось все в Екатеринбурге в середине марта, когда около 500 студентов местных вузов вышли на митинг в центре города. Они требовали понизить стоимость проездного билета, который с начала года подорожал почти на 80 % и стал стоить 270 рублей, при том, что московские, например, студенты за такой же билет платят 116 рублей. «Не плодите зайцев», «Повышаем проездной – экономим на обедах» – такие лозунги красовались на транспарантах. Правда, в администрации Екатеринбурга тот митинг приурочили почему-то к выборам в городскую Думу и посоветовали не «делать из этого проблему». Максимум, что сделали в мэрии города – организовали согласительную комиссию, на которой рассмотрели несколько вариантов выхода из положения.

«Мы не можем сейчас взять и удешевить проездные. Деньги из области для студентов больше не поступают, нам отрезали финансирование по этой части, – сказали «НИ» в пресс-службе администрации Екатеринбурга. – Мы предложили студентам платить за проездной не 270, а 225 рублей в месяц, но при этом они не смогут ездить по воскресеньям, праздничным дням и на каникулах». Еще администрация выделила 1200 бесплатных проездных. Это при 80 тыс. студентов в городе.

«Уже сейчас ясно, что взвинтившаяся цена на проездной – это только первая ласточка, – сказал «НИ» председатель правления Ассоциации профсоюзных объединений вузов Свердловской области Евгений Сильчук. – Скорее всего, проблем будет еще больше. Студенты только сейчас начинают понимать, как серьезно их задела монетизация. Идти на переговоры с администрацией, конечно, самое разумное решение, но для того, чтобы четко формулировать свои требования, необходимо на 100 % знать суть реформы. Но ее не знают, наверное, даже в администрации. Не хватает информации, а в студенческой среде мало специалистов, способных разработать реальные рычаги воздействия на властные структуры. Остается только выходить на улицу».

После мартовского митинга студенты выдвинули еще одно серьезное требование – повысить стипендию до размеров прожиточного минимума. В обращении к министру образования и науки РФ Андрею Фурсенко они попросили также разъяснить им суть закона №122 и подробно проинформировать студенчество о тех преобразованиях, которые проходят в рамках льготной реформы. Повышения стипендии на 100 рублей, которое было запланировано на апрель, пока так и не произошло. Студенты заподозрили подвох.

«Моя стипендия составляет сейчас 450 рублей. А за общежитие я должна платить 511 рублей. Откуда мне брать деньги, – возмущается Елена Гилева, студентка Российского государственного профессионально-педагогического университета. – Прибавку нам обещали в апреле, но никаких приказов в здании университета я пока не видела».

По словам представителей студенческих профсоюзов, даже если стипендию увеличат, эти 100 рублей лишь покроют инфляцию, но не окупят затраты на проездной. Существует мнение, что стипендия может возрасти за счет сокращения в вузах бюджетных мест. Но этот вопрос волнует студентов не меньше.

«Пока непонятно, будут ли действительно уменьшать количество бюджетных мест, – говорит председатель профкома РГППУ Андрей Фадеев. – Но мы этим уже обеспокоены. Не так много студентов, способных платить за свое образование. Большинство живут на стипендию и подработки».

Последовать примеру студентов из Екатеринбурга и направить письмо министру образования и науки РФ Андрею Фурсенко намерены школяры из других российских регионов. К представителям студенческих профсоюзов Свердловской области уже готовы присоединиться студенты из Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Уфы, Самары, Челябинска, Ульяновска, Новосибирска – всего в этом списке около 20 городов.

В Госдуме о студенческом протесте знают. Более того, депутаты признают, что это недовольство может вырасти в акции протеста по всей стране.

«Главная проблема – в отсутствии информации. Студенты как не знали, что именно изменится в ходе льготной реформы, так и не знают, – считает заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ Олег Денисов. – Это незнание порождает массу слухов и недомолвок. Официальные лица делают противоречивые заявления. То министр говорит, что государственные вузы будут приватизированы, то говорит, что не будут. Да еще исполнение на местах оставляет желать лучшего. Из-за этого, кстати, мы не сможем отправить студентов в летние лагеря и оздоровительные центры. А если все они останутся летом в городе без дела, то почему бы им будет не выйти на улицы с транспарантами?»



ЧЕМ ЗАКАНЧИВАЮТСЯ СТУДЕНЧЕСКИЕ ПРОТЕСТЫ

В МАЕ 1968 ГОДА В ПАРИЖЕ (ФРАНЦИЯ) со стычки между полицией и студентами Сорбонны, требовавшими сокращения расходов на оборону и увеличения – на образование и социальные нужды, начались массовые выступления французов по всей стране. В волнениях приняли участие до 10 млн. человек. Страну охватила самая продолжительная в истории всеобщая забастовка. Париж перегородили баррикады, в городе бушевали пожары, остановилось метро. Власти были вынуждены либерализовать систему высшего образования и пойти на экономические уступки рабочим. В 1969 году после поражения на референдуме подал в отставку национальный герой Франции президент Шарль де Голль.

В МАЕ 1980 ГОДА В ЮЖНОЙ КОРЕЕ после убийства диктатора Пак Чжон Хи начались массовые волнения, главными участниками которых стали студенты, требовавшие проведения демократических преобразований. Особенно активными их выступления были в расположенном на юге страны городе Кванджу. Новый диктатор Чон Ду Хван бросил на подавление восстания войска. В течение 6 дней сопротивление им оказывали до 200 тыс. человек. В результате кровопролитных уличных боев погибло около 200 человек, более 3 тыс. было ранено.

17–18 ДЕКАБРЯ 1986 ГОДА В АЛМА-АТЕ (КАЗАХСТАН) тысячи студентов и других представителей учащейся молодежи вышли на центральную площадь города в знак протеста против смещения с поста первого секретаря ЦК Коммунистической партии республики Динмухамеда Кунаева и назначения вместо него Геннадия Колбина. Студенты расценили этот факт как пример грубого диктата центра в отношении национальных республик. При разгоне демонстрантов применялись войска. Данные о числе погибших не публиковались. По некоторым оценкам, их число превышало 150 человек. Около 2 тыс. человек получили телесные повреждения. Было задержано около 8 тыс. человек, 99 человек приговорены к различным срокам заключения.

В МАРТЕ 1988 ГОДА В РАНГУНЕ (БИРМА) войска коммунистического режима силой подавили массовые выступления студентов, требовавших демократизации страны. Однако массовые выступления по всей стране продолжались все лето. В сентябре военные организовали переворот, взяв всю власть в стране в свои руки. В мае 1989 года на организованных ими выборах со значительным перевесом победила оппозиционная Демократическая Лига во главе с Аун Сан. Однако военные не позволили демократам прийти к власти, поместили Аун Сан под домашний арест и запретили всякую политическую деятельность в стране.

4 ИЮНЯ 1989 ГОДА В ПЕКИНЕ (КИТАЙ) силами армии с применением танков была разогнана продолжавшаяся несколько месяцев демонстрация студентов, требовавших проведения демократических реформ. Официальных данных о жертвах нет. По оценкам очевидцев, число погибших измеряется сотнями, арестованных и осужденных – тысячами. За нерешительность в борьбе со студенческими выступлениями был освобожден от должности и посажен под домашний арест генсек ЦК КПК Чжао Цзыян.

17 НОЯБРЯ 1989 ГОДА В ПРАГЕ (ЧЕХОСЛОВАКИЯ) около 15 тыс. студентов устроили марш с требованием проведения демократических преобразований в стране. Направлявшиеся в центр города колонны студентов были разогнаны армией на Национальном бульваре недалеко от Вацлавской площади. При этом ранения разной степени тяжести получили более 500 человек. В ответ студенты объявили забастовку. Их поддержали многие жители страны. К концу ноября количество демонстрантов на Вацлавской площади выросло до 700 тыс. человек. Коммунистические власти страны были вынуждены пойти на уступки, и 29 декабря 1989 года президентом страны стал диссидент и драматург Вацлав Гавел.

Студенты и молодежь были главной движущей силой революций в Сербии (2000 год), в Грузии и на Украине (2004). Именно созданные ими организации – «Отпора» в Белграде, «Кхмара!» в Тбилиси и «Пора!» в Киеве – были катализаторами массовых народных выступлений, завершившихся сменой власти в этих странах.

"