Рус
Eng
Не вор, но пойман

Не вор, но пойман

6 марта 2015, 00:00
Общество
Виктор Сорокин
В России продолжается череда скандалов, связанных с задержанием и незаконным обыском покупателей в магазинах и супермаркетах. Последний такой случай произошел в Барнауле, где охранники магазина «Магнит» задержали двух школьниц, якобы укравших шоколадку. Эксперты говорят, что задерживать покупателей имеет право лишь пол

Руководство ГУ МВД по Алтайскому краю организовало проверку после сообщений местных СМИ о том, что 3 марта охрана магазина сети «Магнит» в Барнауле незаконно задержала двух 12-летних школьниц якобы за кражу шоколадки. По предварительным данным, девочек, выбиравших подарки одноклассницам на 8 Марта, затащили в подсобное помещение и провели обыск. Не найдя похищенного, сотрудники магазина заставляли школьниц признаться в воровстве, доведя их до слез. Позже девочек забрали родители.

Напомним, в начале февраля огромный общественный резонанс вызвала смерть ленинградской блокадницы, которая была задержана сотрудниками магазина той же сети «Магнит» в Петербурге. 81-летняя пенсионерка забыла оплатить три пачки масла на кассе, после чего работники супермаркета остановили ее и обвинили в воровстве. Пожилая женщина сразу же достала кошелек, чтобы оплатить забытые покупки, но кассиры отказались брать деньги, вызвав полицию. Не выдержав сильного стресса, пенсионерка умерла в отделении. Позже директору магазина было предъявлено обвинение в причинении смерти по неосторожности.

Случаи незаконного задержания покупателей в магазинах происходят по всей стране регулярно. Как заявил на днях глава столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк, в 2014 году в Москве было зафиксировано порядка 50 случаев незаконного обыска покупателей, якобы уличенных в краже. «За прошлый год было всего зафиксировано в предприятиях торговли порядка 50 подобных инцидентов. Это те обращения, которые поступили к нам на неправомерные действия сотрудников охраны или ЧОП предприятий торговли. Конечно же, никто не имеет права обыскивать покупателей из персонала самих магазинов», – сказал чиновник.

«При попытке задержания охраной магазина не надо соглашаться пройти ни в какие подсобки. Охрана задерживать покупателя не имеет права. Более того, по закону потребитель даже не обязан дожидаться полиции. Но если правоохранители приехали, то полицейский имеет право отвезти человека в отделение. С другой стороны, с магазинными ворами бороться надо, ведь за воровство платят остальные клиенты – магазины просто повышают цены на товары», – сказал «НИ» председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.

Ранее представители крупных торговых сетей называли разные цифры потерь от воровства – говорилось о двух, четырех и даже шести процентах от числа всех товаров. Однако г-н Шелищ убежден, что сети сильно завышают эту статистику. По его словам, речь идет о потерях, исчисляемых лишь долями процента. Гораздо большие потери, говорит эксперт, магазины несут из-за истечения сроков реализации продуктов, утери товарного вида.

«В отдельных магазинах может быть так, что охранник должен выявить определенное число воров. Чем больше задержишь – тем выше премия. Поэтому проявляют избыточное рвение. Но похожие вещи происходят и в других аспектах торговли. Превысил продавец установленную долю товаров, снятых с продажи из-за истечения срока годности или утери товарного вида, лишается премии или части зарплаты. Поэтому мы сталкиваемся с переписыванием сроков годности», – добавил Петр Шелищ.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter