Posted 6 февраля 2019,, 14:50

Published 6 февраля 2019,, 14:50

Modified 7 марта, 16:17

Updated 7 марта, 16:17

Эксперты: какие еще учебники отменить из-за недостатка патриотизма

Эксперты: какие еще учебники отменить из-за недостатка патриотизма

6 февраля 2019, 14:50
Фото: avito.st
Учебник "Экономика" доктора экономических наук Игоря Липсица для школьников 10-11-х классов не включили в Федеральный перечень учебников из-за отсутствия материалов об импортозамещении и предстоящем экономическом прорыве. Эксперты размышляют, в каких учебниках и по каким предметам также мало патриотизма.

Как говорит сам автор учебного пособия, в издательстве "Вита-Пресс" ему рекомендовали включить "материалы о планах ближайшего экономического прорыва" и "об импортозамещении, так как они должны формировать у школьников чувства гордости за страну и сопричастности к происходящему. Учебник ранее получил положительные заключения Российской академии наук, Российской академии образования (РАО) и общественной экспертизы, однако министерство просвещения заказало еще одну экспертизу трем экспертам: двое из них эксперты РАО, а третий - преподаватель.

В декабре минувшего года также сообщалось, что издательство "Просвещение" исправило информацию в учебнике истории для восьмых классов. Изначально в нём говорилось, что в ХIХ веке Россия захватила территорию нынешней Амурской области у Китая.

Евгений Ямбург, академик РАО, директор московского Центра образования №109:

- С конкретно этим учебником я не знаком и не могу сказать, какие там недостатки. Но доверия к экспертизам нет, потому что всегда, а особенно в последнее время возникает грибоедовский вопрос "А судьи кто?"

То, что я видел по другим учебникам, например по географии, где тоже есть экономические вопросы - например, рассматриваются какие-то экономические регионы, которых давно уже в стране нет, а есть федеральные округа. То, что это отрыжка еще советских представлений - это точно. А вот я беру учебник, казалось бы, совсем далекий от политики, например для художественно-графических классов,там где живопись и так далее и вижу, что в экспертизе написано "а где здесь у вас куб?" А рисунок куба прикладывается в приложениях. И я вижу, что люди читали невнимательно, непрофессионально, экспертиза делалась под копирку. Один скандал уже возник и потому эти вещи надо рассматривать более профессионально, экспертиза должна быть прозрачна.

Что касается обвинений в недостатке патриотизма - то чаще всего это идеологическое клише, штамп. Если в учебнике ничего не говорится об импортозамещении, то, наверное, стоит добавить, потому что это реальная проблема и ее надо обсуждать. Но причем здесь патриотизм?

Это одна сторона дела, а вторая - как педагог и практик я уже давно не преподаю по учебникам. Современные методы преподавания уже давно работают по технологии "перевернутого класса". В переводе это означает следующее - детям дают определенное задание из Интернета собрать все точки зрения, дискуссии. И учитель выступает в роли модератора, который следит, чтобы дети аргументировали мнения и не превращали их в факты, не переходили на личности. И в этом и объективный и научный и интеллигентный подход. А попытка привязывать все к учебнику да еще и шельмовать неугодные мнения идеологическим клише обречена.

Дети не идиоты - если "умрет" учебник, то умрет и авторитет учителя. Дети будут в лучшем случае издеваться, а то и грубить, хамить, провоцировать учителя на грубые и неадекватные меры. Врать нельзя, никакая педагогика на лжи не строится и сегодня ложь невозможна, мы живем в стеклянном мире.

Виктор Ерофеев, писатель, литературовед:

- Если говорить про учебники экономики,то важно помнить, что каждая страна и большая и маленькая настаивает на значительности своих граждан - экономистов, а потому и французский текст учебника по экономике будет отличаться от американского. Но надо знать меру и такт, потому что если мы будем отрывать нашу страну от остальных стран в мире и будем представлять ее как супердержаву в плане не только военном, но и духовном,говоря что "Россия - родина слонов", то сейчас в век Интернета такое делать смешно.

В плане экономики мы действительно не самые великие экономисты-практики, страна у нас бедная и несчастная. Поэтому я бы предлагал воспитывать патриотизм на каких-то реальных достижениях, а не парадных и вымышленных. Если в Америке чуть ли не у каждого дома висит американский флаг - то это не потому, что кто-то заставляет их это делать, просто людям действительно Америка нравится. Патриотизм нуждается не в воспитании а в эмоциональной оценке качества жизни.

Что же касается литературы,то русская литература вообще вся построена на критическом реализме. Критический реализм Гоголя или Салтыкова-Щедрина, Гончарова не боялся скрывать наши национальные пороки, которые стали хроническими, и потому нынешняя борьба с ними смехотворна. Литература патриотична, когда борется с пороками, а не восхваляет их и в этом плане тот же Варлам Шаламов - это очень большой патриот. Или возьмем Довлатова - он патриот именно российского стиля литературы. У нас огромная традиция и иронического стиля.

И если чиновники сегодня начнут подобное запрещать - это значит, что они совершенно невежественные люди и занимаются какой-то ерундой. Лучше бы предоставили это людям, которые реально занимаются российским просвещением, а у нас такие есть, как, например, Ирина Прохорова. Она бы лучше объяснила, в чем заключается патриотизм школьного воспитания и воспитания в целом.

Олег Матвейчев, профессор национального исследовательского университета "Высшая школа экономики":

- Ну, Россия - действительно родина слонов, например недавно под Ставрополем нашли ископаемые останки древних слонов, а в Сибири находят много мамонтов. Но если говорить серьёзно, то перед тем как запрещать тот или иной учебник, надо проводить экспертизу. Если экспертиза была - то вполне может быть.

Лично я этого учебника не читал и трудно сказать своё мнение конкретно по нему. Но я видел другие учебники, прежде всего по истории, которые носили конкретно русофобский характер. В основном они были изданы в своё время при поддержке фонда Сороса. Там на всю Великую отечественную войну уделялось всего две страницы и рассказывалось, что Гитлера победила Америка. Победа при Сталинграде упоминалась через запятую, а главным событием Второй мировой войны называлась битва при Эль-Аламейне. Такие учебники конечно надо изымать и запрещать. В экономической теории тоже возможны определенные выпады, которые не соответствуют действительности и могут формировать отрицательное отношение к нашей стране. Если экспертиза это установила - они имеют право взять все это и запретить.

Во всех странах - возьмите хоть Азербайджан, хоть Турцию хоть Казахстан - рассказывается, что их нация самая древняя. Про Украину, которая рассказывает, что от них вообще все произошли - и шумеры, и Египет с паровой машиной, я вообще молчу. Потому что учебники по истории носят функцию не столько научно-познавательную, сколько воспитательную. В школах мы не занимаемся наукой, в школе людям прививается определенное мировоззрение. Вот когда человек идет дальше учиться в высшее учебное заведение - вот там есть и столкновение фактов, мировоззрений, научных школ. Вот там уже наука. А когда вы физику в школе изучаете вы же не становитесь физиком. Просто смотрите, как мир устроен. И когда вам про экономику в школе говорят,то тоже дают азы, как всё функционирует, а не делают из вас бизнесмена или директора завода.

Поэтому когда говорят об учебниках - все время хотят запутать и смешать школьные и вузовские, как будто мы в школе ищем какую-то истину. В школе истину не учат,там вдалбливают детям в голову определенные факты и говорят - вот это учите, а это не учите. И когда в школе говорят, что паровая машина была изобретена в России Ползуновыми, то это ничуть не является передергиванием фактов. Это показывает, что техника и наука в то время была в то время в России такого уровня, что люди могли создавать паровую технику. А в Африке или в Северной Америке в это время никто такого еще не изобретал. Если же написать, что она была первой паровой машиной в мире - то это уже будет передергиванием фактов.

Но мы сейчас про учебник по экономике говорим, и если экспертиза установила, что там было передергивание,то такое вполне возможно. Передергивание фактов ведь и в другую сторону бывает, как с теми же соросовскими учебниками. Но эти передергивания не хотят замечать, а когда запрещают такие учебники - сразу многие начинают возмущаться.

"