Posted 5 февраля 2009,, 21:00

Published 5 февраля 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:40

Updated 8 марта, 07:40

В 90 лет жизнь только начинается

В 90 лет жизнь только начинается

5 февраля 2009, 21:00
Союзу журналистов России – 90 лет. Сегодня – это едва ли не старейшая общественная организация в нашей стране и, безусловно, старейший из творческих союзов на всем евразийском пространстве.

Что же помогло Союзу успешно прожить столько лет? Как ему удалось не только не растерять, но и приумножить свои ряды, даже в те времена, когда распадалось и исчезало, кажется, все? Вряд ли можно объяснить такую исключительную жизнеспособность чем-то одним.

Первое и, пожалуй, самое главное: Союз силен своими организациями на местах. Даже сейчас, когда в моду вошло строительство «жестких исполнительных вертикалей», мы предпочли моде «благородный консерватизм». Жесткие конструкции, как известно, и ломаются быстрее. Поэтому все эти годы конструкция Союза имела привычную форму пирамиды, где вершина тем выше, чем больше блоков в ее основании, твердо стоящим на земле. Союз журналистов Рос-сии – понятие, прежде всего, общероссийское. Сегодня сила журналистского сообщества России – это союз его лидеров Андрея Константинова из Санкт-Петербурга, Ирины Цветковой из Самары, Ольги Носковой из Нижегородской области, Натальи Чернышовой из Подмосковья, Владимира Кузнецова из Тюмени, Риммы Ратниковой из Казани, Владимира Мосеева из Перми, Татьяны Селедцовой из Ростова, Владимира Грязнова из Липецка, Натальи Теребуновой из Краснодара, Александра Карпиловича из Владимира и многих-многих других регионов России.

Второй секрет долголетия заключается в политике Союза, неизменно выступавшего даже в самые трудные времена защитником интересов своих членов – многотысячной армии журналистов. При этом никогда не делалось различий между коллегами в зависимости от их взглядов. Достаточно пройтись по нашему офису на Зубовском бульваре и посмотреть портреты тех коллег, чью работу принято считать эталоном профессионального мастерства: Симонов, Аграновский, Песков, Боровик, Шинкарёв, Познер... А если взять список награжденных премией

Союза «Золотое перо», то едва ли еще где-то могли бы с равным уважением отнестись к Александру Минкину и Михаилу Леонтьеву, Ирине Петровской и Максиму Шевченко, Виталию Третьякову и Алексею Венедиктову…Все они – люди разных жизненных принципов и политических убеждений.

Но всех их объединяет одно: профессионализм.

Третий секрет – это долгая память. И в первую очередь память о тех журналистах, что были до нас. В Союзе журналистов России память о работе коллег – и живых, и ушедших – бережно хранят, а о живых еще и стараются заботиться по мере сил и средств. Союз разделяет боль утраты с каждой семьей погибших журналистов, и каждая семья просто находит реальную поддержку и помощь у Союза.

А созданный Всеволодом Богдановым «Клуб детей погибших журналистов» СЖ России – это фактически новая плеяда журналистов, выбравших после трагической гибели родителей их профессию.

Ну, и последнее, пожалуй. Поскольку все мы в силу профессии люди крайне придирчивые, это свое отношение к жизни мы распространяем и на собственное руководство, которое также избираем исключительно придирчиво. И потому редко еще лидером СЖР избирали человека непорядочного или пустого функционера. Вот и нынешний наш председатель – Всеволод Богданов, который тоже в этом году отмечает юбилей (правда, пока всего лишь 65-летний), оказался настолько надежен, что руководит Союзом уже восемнадцатый год подряд.

О том, как Богданов руководит, лучше всего говорят итоги VIII съезда Союза журналистов России, где он вновь единогласно избран председателем. Признанием его авторитета стало впервые за всю историю избрание председателя СЖ России членом Исполкома МФЖ. Дело в том, что в Севе нет ни грамма модного нынче снобизма, с каким «медиа-боссы» привыкли поучать «этих провинциалов». Он и сам родился в глубинке и начинал работу репортером районной газеты, а потому с любым коллегой говорит на одном языке. К нему тянутся, и потому ему удается каждый год собирать на откровенный журналистский разговор в Дагомысе, на Бал прессы в Москве тысячи наших коллег со всех регионов России и постсоветского пространства.

Юбилей юбилеем, но что же ждет наш Союз дальше? Нам предстоит еще поработать, чтобы вернуть уважение сограждан к нашей профессии. В начале эпохи гласности мы слишком привыкли к роли пастырей и не заметили, как многие из нас сами уподобились стаду, бездумно следующему за пищей по чьей-то указке. В преодолении же этой беды у Союза журналистов роль особая: он является хранителем профессиональных традиций, и именно ему в отсутствие государственной цензуры надлежит устанавливать нормативы поведения журналистов, разрабатывать критерии их профессионализма.

Есть еще одна крайне опасная тенденция. На заре перестройки кто-то у нас употребил выражение «четвертая власть», так польстившее нашему иногда чрезмерно честолюбивому журналистскому самолюбию, и многие всерьез уверовали, будто являются именно властью. Но, наверное, пора понять: «четвертая власть» – это не юридический термин, а литературный образ. На практике СМИ, наверное, должны выполнять самую важную функцию – функцию общественной экспертизы и постоянного объективного и заинтересованного живого разговора со всей страной во всех 11 часовых поясах.

Общеизвестно, что отечественного журналиста всегда отличало аналитическое мышление, позволяющее не только отслеживать текущие события post factum, но также предсказывать изменения на завтрашний день и во многом даже предугадывать. В этом всегда состояла главная публицистическая особенность нашей журналистской школы. Союз журналистов России как общественная организация никогда не вписывался, в отличие от своих зарубежных коллег, ни в одну устоявшуюся форму объединения. Его направленность всегда была многовекторной и никогда не ограничивалась только творческими, профессиональными или лоббистскими задачами. Поэтому также крайне важно определиться Союзу и со своей ролью в конфликте между журналистами и их работодателями, которых мы также по привычке продолжаем причислять к журналистам, хотя в новых экономических условиях они стали антагонистами, а кризис до предела обострил сегодня их противостояние. Как ни пытайся всех примирить и всех защитить от врагов свободы слова, а в этом злополучном конфликте, который давно уже стал для журналистов основным, Союзу чью-то сторону рано или поздно придется принять. Так что надо делать этот выбор как можно скорее и вполне осознанно.

Одним словом, проблем у Союза журналистов России и сегодня хватает. Но опыт подсказывает, что и среди них нет неразрешимых.

90 лет для одного человека – глубокая старость, но для Союза журналистов России – это всего лишь зрелость, время принимать решения, опираясь на опыт прожитых лет. Так что будем и дальше работать, коллеги!

"