Posted 5 февраля 2008,, 21:00

Published 5 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:09

Updated 8 марта, 08:09

Облава на водителя

Облава на водителя

5 февраля 2008, 21:00
Вчера в Москве было заведено уголовное дело в отношении 33-летнего водителя автомобиля Ford, который пытался дать сотруднику ГИБДД взятку в размере 100 долларов. Водитель был задержан так быстро, что казалось, будто эта операция была спланирована заранее. Правозащитники отмечают, что вместо того чтобы проводить подобн

Скрывать тот факт, что автомобилисты дают взятки сотрудникам ГИБДД, бессмысленно. По данным Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ), в 2007 году водители пытались откупиться от автоинспекторов в 57 случаях из 100. Но хватают автолюбителей за руку обычно в рамках операций. «Оперативники садятся в засаду, а инспектор, когда ему протягивают деньги, нажимает на педаль тормоза, – рассказал «Новым Известиям» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Вспыхивают задние огни машины ДПС, и человека задерживают буквально с протянутой рукой». Кроме того, в кармане гаишника лежит диктофон, на который ведется запись. «Рядовые гаишники не любят участвовать в таких облавах, – продолжает Виктор Травин. – Ведь количество водителей, дающих взятки, после этого резко падает». Это опасение не напрасно: по данным ВЦИОМ, еще в 2005 году автомобилисты предлагали деньги в 78 случаях из 100. Правозащитники добавляют, что лучше бы этот механизм был обращен на нечистых на руку автоинспекторов. Может быть, тогда их число уменьшилось бы. «Но у нас не ловят гаишников-взяточников!» – несколько раз в сердцах повторяет Виктор Травин.

Впрочем, нечистоплотных гаишников все же ловят, но редко. В 2006 году по всей России к ответственности за взяточничество были привлечены 220 сотрудников ГИБДД и только восемь – за принуждение к даче взятки. Всего же автоинспекторы совершили в тот год 992 правонарушения. Данных за прошедший год пока нет. Но только в конце 2007 года стало известно о ряде громких дел. В городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого округа два сотрудника ГИБДД потребовали у местного жителя крупную взятку. Они были задержаны при передаче денег. В Карелии также при передаче взятки в 1,5 тысячи рублей был взят инспектор ДПС. А в Удмуртии в суд передано дело в отношении инспектора, который вымогал 10 тыс. рублей у водителя, управлявшего машиной в нетрезвом виде. «В Москве в 2007 году 142 сотрудника столичной ГИБДД были привлечены к дисциплинарной ответственности за совершение правонарушений, из них десять человек – даже уволены, – сообщил «НИ» старший инспектор по особым поручениям отдела агитации и пропаганды ГИБДД ГУВД Москвы Игорь Колосков. – Но точных данных о том, скольких из них обвинили в получении взятки, нет».

В мире закон справедливости действует: сотрудники ГИБДД также подвергаются облавам. «Вот только проходят такие операции не часто, – заявил «НИ» вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. – Их имеют право проводить прокуратура и Управление собственной безопасности ГУВД городов и областей. Для этого нужно найти шикарный автомобиль, презентабельного водителя с перстнями на пальцах и красивыми девушками, большую сумму меченых денег. Конечно, весь этот «маскарад» подготовить сложно».

Наблюдая за процессом выявления взяточников, правозащитники сделали неожиданный вывод. «У меня сложилось впечатление, что операции «чистые руки» проходят там и тогда, когда нужно скомпрометировать местное руководство ГИБДД», – подметил в интервью «НИ» Виктор Травин. Об этом же говорили СМИ, когда прошлым летом в Новосибирской области шла массовая проверка работы ГИБДД. Она началась после того, как местные автоинспекторы остановили прокурора, который, по их словам, находился за рулем в нетрезвом виде. Впрочем, это могло быть совпадением, так как еще в начале года Генпрокуратура РФ объявила о начале проверки деятельности ГИБДД.

Водители сами могут наказать нечистоплотного гаишника. «После того как автовладелец дал деньги инспектору, он может подать заявление в управление собственной безопасности ГУВД и уже не понесет ответственности за дачу взятки. Главное, чтобы в УСБ об этом факте еще не знали и уголовного дела на водителя не завели, – говорит Леонид Ольшанский. – Также можно уговорить гаишника-вымогателя встретиться на следующий день, а затем уведомить сотрудников УСБ. Вам дадут меченые деньги и обвешают микрофонами. Но многие ленятся или не знают о своих правах». «Наша практика показывает, что в УСБ редко завершают проверку задержанием взяточника, – утверждает Виктор Травин. – Нужно увеличить наказание для автоинспекторов в пять раз. Только тогда они начнут думать, прежде чем требовать деньги».

"