Posted 6 января 2020,, 18:45

Published 6 января 2020,, 18:45

Modified 7 марта, 15:13

Updated 7 марта, 15:13

Отходняк - 2020: российские регионы вновь открывают вытрезвители

Отходняк - 2020: российские регионы вновь открывают вытрезвители

6 января 2020, 18:45
К новому году в российских регионах открылись 22 заведения «нового типа» в общей сложности на 800 персон. В первые январские дни был аншлаг – вытрезвители не вмещали господ, доставленных полицией, бомжи, пришедшие добровольно, ждали очереди по шесть часов.

Людмила Бутузова

Среди посетителей замечены упившиеся вусмерть Деды Морозы и перемерзшие Снегурочки. Проспавшись на свежих простынях, поутру все разошлись, без телесных повреждений и с нетронутыми бумажниками. Этот факт как нельзя лучше подтверждает, что советские "вытрезвиловки", имевшие дурную славу, остались в прошлом. В заведениях «нового типа» за порядком следит ЧОП и видеокамеры, обслуживание - all-inclusive, включая протокол об административном правонарушении по статье 20.21 КоАП РФ с реквизитами для уплаты штрафа в полторы-две тысячи рублей.

Образцово-показательный опохмел в новогодние дни без сомнения станет весомым аргументом, чтобы законопроект, дающий регионам право открывать платные вытрезвители, в ближайшее время со свистом проскочит второе и третье чтение в Госдуме и станет нормой жизни для россиян.

Первое чтение прошло в октябре минувшего года. Представлял законопроект замглавы думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн – один из тех депутатов «ЕР», кто восемь лет назад обеими руками поддерживал решение тогдашнего президента Медведева о выводе спецучреждений из подчинения органов внутренних дел и передаче функций по «оздоровлению» алкоголиков в медицинские учреждения. Благодаря этой рокировке медицинские вытрезвители перестали существовать в России с 1 января 2012 года.

На тот момент в стране насчитывалось 550 учреждений, успевавших за год принимать свыше 2,5 млн человек! В одной только Москве через вытрезвители ежегодно проходили более 300 тысяч человек. В 2006 году тарифы в российских вытрезвителях составляли от 50 рублей (Астрахань, Владимир) или 100 рублей (Москва), до 770 рублей (Челябинск, Орел) и даже 2,7 тыс. рублей (Якутск). При этом в Ульяновске и Нижнем Новгороде в том же 2006 году вытрезвители оказывали услуги бесплатно, но приветствовались «добровольные» пожертвования на борьбу с алкоголизмом. Они составляли 150-200 рублей.

Представляете себе оборот, который легально и нелегально крутился в структурах МВД? Кислород им перекрыли одним махом, незаживающая рана – до сих пор.

Главный аргумент, выдвинутый тогда государством в пользу ликвидации сети вытрезвителей – дороговизна содержания. На каждый – в зависимости от размеров - расходовалось от 5 до 11 млн рублей в год. Передав отрезвление народа в лечебные учреждения, на вытрезвителях сэкономили, медицину добили. Причем, не только финансово, но и физически. По сведениям депутатов, тысячи врачей пострадали от пьяных пациентов, десятки тысяч со страху разбежались, бросив больницы на произвол судьбы. Хинштейн привел статистику: в 2018 году в медицинские организации были доставлены 681 тысяча человек, находящихся в нетрезвом состоянии, 75 процентов из которых не получили помощи - ее просто некому было оказать.

Изящный вывод из всего этого безобразия: необходимо создавать в России вытрезвители принципиально «нового типа». По задумке авторов законопроекта, власти каждого региона будут сами решать, нужен им вытрезвитель или нет. Часть денег на это дело будут заложены в бюджете регионов, однако базовый принцип - муниципально-частное партнерство. Это как? Очень просто: муниципалитет выдвигает инициативу, бизнес вкладывает деньги на создание и обслуживание вытрезвителя. Для простых смертных это означает только одно: с тех, кто попадется, будут взимать плату за обслуживание. Определять правила работы вытрезвителей и устанавливать расценки предлагается кабмину.

Нетрудно предположить, что чаще всего будут попадаться платежеспособные граждане. Зачем вытрезвителю нового типа те, с кого взять нечего? Бизнес - не собес… «Милиция и вытрезвители всегда обладали очень страшной силой, - вспоминает завсегдатай заведений, московский художник Игорь Басаловский. - . Если наряд видел прилично одетого человека, не пьяного, не валяющегося, но выпившего, то они подходили и говорили: «Вы выпили, пожалуйста, поезжайте с нами для выяснения обстоятельств». Человека просто вынуждали ехать с ними и откупаться или «решать дела на месте». Так же и сейчас, только платить приходится больше – за себя и за того парня. Я уже попадал в возрожденный вытрезвитель в Подмосковье. Меня отпустили за 3 тысячи, после того как еще пять я заплатил патрулям за пьяного в зюзю мужика, у которого не было денег. Напомню: в позднесоветский период «ночевка» в вытрезвителе для москвича стоила 15–25 рублей, на лапу ментам, чтобы не сообщали на работу, давали десятку».

По новому закону полиция сохраняет за собой право доставлять россиян в вытрезвители. 5 ноября в первом чтении уже внесли соответствующие изменения в закон "О полиции". Брать будут лиц, находящихся в подпитии в общественных местах, а также тех, кто утратил способность самостоятельно передвигаться. Степень опьянения вытрезвитель определит самостоятельно, но пытки труднопроизносимым словом «Азербайджан», как это было ранее, отменяются – всем сделают анализы. Хотя, как справедливо замечено в ходе обсуждения, «бывает, что по анализам он уже труп, а по поведению – буйный». Вопрос что с этим делать, по словам докладчика, потребует доработки, но не в ущерб принципам либерализма. От услуг вытрезвителя 2.0 вы можете отказаться, даже если вас насильно вытащили из сугроба. Ссылайтесь на Конституцию и Европейский суд по правам человека. В конце концов можно промычать свое решительноее “нет” дежурному врачу и ползти в направлении дома на четвереньках, рискуя при этом оказаться без кошелька, шапки, шубы и носа и т.д. Но лучше не выпендриваться и провести ночь по-человечески, и за это вам ничего не будет. Сигналы работодателю, доски позора и лишение премии остались в прошлом – заведения нового типа умеют хранить врачебную тайну и вашу репутацию, чем выгодно отличается от своего грозного предтечи..

Собственно, депутаты для того и собирались, чтобы изучить опыт уже существующих центров отрезвления и снабдить необходимыми юридическими механизмами те, что бьют копытом, требуя скорейшего открытия. Регионы, к слову, уже начали открывать вытрезвители - на свой страх и риск, поскольку на данный момент это никак не регламентируется законодательно. Первопроходцами были Татарстан, Московская и Брянская области, которым требовалось придать благопристойный вид к чемпионату мира по футболу и убрать своих пьяниц с глаз долой. Эффект превзошел все ожидания: улучшился не только имидж территорий, но, по данным местных УВД, и уровень "пьяной" преступности сократился в среднем на 16,2%.

К сегодняшнему дню вытрезвители заимели уже 22 региона. Последним в прошлом году улучшил статистику наукоград Мичуринск Тамбовской области. Здесь 30 декабря по инициативе губернатора Александра Никитина и начальника УМВД области генерал-майора полиции Николая Скокова. открыли «комнату трезвости» на базе местной психобольницы. Учитывая контингет наукограда, в отделении имеются специально оборудованные койко-места, а также помещение для персонала, оснащенное компьютерами и искусственным интеллектом для учета документации. Поспешность открытия «комнаты нового типа» объясняется тем, что за две недели в декабре, хотя и морозов еще не было, зафиксировано 4 факта замерзания граждан на улице. Один мужчина не дошел до дома всего 300 метров. И, как заявляют в УМВД, « есть все основания полагать, что эти люди перед тем, как замерзнуть, активно употребляли спиртные напитки». С появлением вытрезвителя, все как рукой сняло (не сглазить бы!) – заверила «Новые Известия» тамбовская полиция.

Смерть от замерзания – одна из причин, по которой разработчики законопроекта подгоняют регионы возрождать вытрезвители.

-Только из-за того, что замерзают выпившие на улице в холодное время года, мы теряем тысячи жизней, - напирал на гуманизм глава Комитета Совета Федерации по соцполитике Валерий Рязанский. - Вот пьяный, замерзающий на улице, он сейчас кому-то нужен? Никому. Полиция доставила в больницу, потому что больше некуда доставлять. А в больницах отказано, так как нет показаний для госпитализации. Просто дать проспаться - такой функции у больницы нет. И куда возвращаются эти люди? Снова замерзать на улице или в руки криминалу. Борясь за каждую жизнь при рождении, мы не должны допускать, что теряем жизни в таких нелепых ситуациях.

Кроме пафоса, в речах присутствует и экономический аспект.

- Посчитайте, - говорит Валерий Рязанский. - Допустим, пьяный человек отморозил ногу. Стоимость ампутации - 2 млн рублей. Да еще и пенсию ему по инвалидности надо платить. Все это из кармана налогоплательщиков. А вот в вытрезвителе - мы считали по Татарстану - один человеко-день обходится меньше чем 2 тысячи рублей.

В помощь милосердным законодателям - Росстат, очень кстати обнаруживший, что по причинам, обусловленным алкоголем, в России ежегодно гибнет свыше 50 тысяч граждан; пятая часть из них - от переохлаждения на улицах. Своей жути нагоняет МВД России: только за девять месяцев прошлого года нарядами полиции выявлено свыше 1 млн пьяниц, 180 тысяч из них не могли самостоятельно передвигаться. Количество преступлений, совершённых "лицами в состоянии алкогольного опьянения", с момента упразднения вытрезвителей и по конец прошлого года выросло аж на треть! При этом и сами впавшие в беспамятство пьяницы тоже становятся объектами нападений на улицах и просто умирают.

Как страшно жить! Спасаясь от ужаса, – 80% населения, по данным депутатов Госдумы, требуют открыть вытрезвители! Немедленно! .

Правительство пошло навстречу народным чаяниям: законопроект о создании медицинских вытрезвителей в российских регионах одобрен. А вот Счетная палата законопроект раскритиковала, потому что в нем нет информации, какие расходы придется понести на воссоздание того, что совсем недавно развалили. В поле зрения нет и предпринимателей, готовых ввязаться в «пьяное дело». На вопрос «Новых Известий» «Опора России» ответила уклончиво: «Надо посчитать…Затраты точно будут. А как и когда они окупятся, неизвестно». Похоже, коммерсанты излишне перестраховываются. Ведь система-то частно-государственная. Что стоит хозяевам вытрезвителей, получающим с каждой койки «законные» 2000 рублей, стимулировать полицию доставлять им побольше клиентов? Как? – учить не надо: до 2011 года в погоне за показателями патрули хватали всех подряд – и выходящих из рюмочных, и мирно попивающих пиво у своего подъезда. Такой опыт бесценен и незабываем.

Шестнадцать субъектов РФ, где, по всей вероятности, и коммерсанты хилые, и полиция не борзая, дали отрицательные отзывы на этот законопроект, прежде всего потому, что придётся потратить деньги. В Орле, например, подсчитали, что заставить людей пить меньше выйдет дешевле, чем отрезвлять за счет бюджета. Хотя законодатели считают, что затраты небольшие.

- На вытрезвление 65 тысяч человек в прошлом году 21 вытрезвитель потратил чуть более 120 млн рублей, то есть в среднем - 1,8 тысячи на каждого, - сообщил ТАСС Валерий Рязанский. - Если заложить по 1,8 тыс. рублей на предполагаемые 75% нетрезвых лиц (тех, кому не нужно лечение), это будет около 1 млрд рублей в год на всю страну".

Ну если уж жаба душит даже за этот жалкий миллиард, можно брать пример с Татарстана. Там, по словам Рязанского, хорошо отработан порядок «межведомственного взаимодействия»: в случае обнаружения пьяного полиция вызывает скорую помощь, она на месте определяет, в какой помощи нуждается человек. Если он, например, разбил голову, то его везут не в вытрезвитель, а в больницу и приводят в чувство бесплатно.

В Челябинске вытрезвительное учреждение само идет навстречу пьяницам, попавшим в затруднительную ситуацию. Здесь есть выбор: либо плати 2 тысячи за койку, либо отрабатывай на благоустройстве. Такую меру, согласно опросам, одобряют почти 90 % жителей. Причем, среди них и сами любители спиртного: отказы от услуг в челябинском вытрезвителе редки, пациенты, придя в себя, только благодарят за помощь. Ну и в городе стало чище - трезвяк рассчитан на 30 посетителей в сутки. Если расширить учреждение на пару сотен, Челябинск будет блестеть.

Опыт южноуральской столицы вдохновляет. Геннадий Онищенко («ЕР») поинтересовался, почему в законопроекте нет предложения восстановить ЛТП. Гн Хинштейн ответил, что он лично двумя руками «за», но международные обязательства запрещают России ограничивать свободу граждан, не совершивших правонарушения. Ну за этим дело не станет! Ко второму-третьему чтению может выясниться, что бумажный стаканчик, брошенный в сторону полицейского, был из-под водки – ЛТП на пару лет нарушителю обеспечено.

Остались недоработки и по части привилегий. В брежневские времена существовал ряд привилегированных категорий граждан, забирать которых в вытрезвители было строго запрещено, а вместо этого предписывалось доставлять домой и передавать на руки родным и близким. К таковым относились депутаты Советов всех уровней, сотрудники милиции и КГБ, герои Советского Союза и кавалеры ряда других орденов, иностранные дипломаты, беременные женщины и явные инвалиды. В законопроекте г-на Хинштейна перечень льготников отсутствует, что либо свидетельствует о расширении демократии в вытрезвителях нового типа, либо не хватило бумаги перечислить всех неприкасаемых, что более соответствует российским реалиям.

Несмотря на праздники, когда вроде бы положено выпивать, а не рассуждать, народ не скупился на отзывы и комментарии к инициативе думцев. «Новые Известия» собрали самое интересное.

Олег Мельников, глава движения «Альтернатива против рабства»:,

— Я считаю, что это бессмысленный проект. Помещение человека не по его воле в вытрезвитель является незаконным лишением свободы. Я часто бываю в полиции по роду своей деятельности, и вижу, как пьяных доставляют в камеры временного содержания при ОВД. Как правило, три часа проходит — человек трезвеет, ему выписывают штраф и отпускают. Мне кажется такой практики вполне достаточно.

Игорь Салов, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей:

— Зарабатывать на этом — очень скверная идея. Нельзя отдавать создание вытрезвителей на откуп бизнесменам, потому что это приведет к огромному количеству нарушений. Они должны быть структурным подразделением государства.

Дмитрий Тер-Багдасарьян, руководитель благотворительной организации «Моя новая жизнь»:

— С одной стороны, создание платных вытрезвителей, может быть мотивацией для людей — не напиваться. Но многие страдают зависимостью, и они будут вынуждены либо отрабатывать, либо оплачивать услугу из семейного бюджета, который, возможно, и так достаточно скромен. Пьющий человек станет заложником ситуации, когда на нем заработали те, кто продает алкоголь и те, кто потом этого человека в вытрезвитель привозит. В итоге получается бесконечный круговорот. Однако, на мой взгляд, цель у вытрезвителей — не просто привести человека в чувство, а повлиять на его дальнейшие решения.

Игорь Фатьянов, ветеран общества трезвости, Курск:

- Я считаю, что возрождение вытрезвителей станет карательной системой. По меньшей мере, это несправедливо, ведь народ стал реально меньше бухать. У нас, когда боролись с пьянством во времена Горбачева, была пропаганда, что алкоголь надо употреблять под хорошую закуску, создавать культуру употребления. А сейчас эта культура появилась сама собой, без всякого принуждения, когда люди обрели какое-то подобие достатка. Странно, что именно в этот момент начали придумывать новые наказания.

"