Posted 5 декабря 2016,, 12:58

Published 5 декабря 2016,, 12:58

Modified 8 марта, 02:38

Updated 8 марта, 02:38

Сколько работать россиянам

Сколько работать россиянам

5 декабря 2016, 12:58
В преддверии очередного Нового года правительство утвердило производственный календарь на год следующий – 2017-й. Судя по документу, из 365 суток работать мы должны на протяжении 82 суток. Много это или мало?

Для тех, кто желает ознакомиться с подробной статистикой рабочих и нерабочих дней, отсылаем напортал «Главбух». Там с бухгалтерской точностью рассчитывается количество рабочих часов по каждому месяцу и кварталу. Для нас же важна общая сумма.

Итак, в году, как известно, 365 суток. Рабочими из них являются 82, или – при 40-часовой рабочей неделе – 1973 часа. Это – за целый год. В пересчете на отдельные дни получается, что работать мы должны по 4 часа и 43 минуты в сутки. При этом нагрузка распределяется неравномерно. Больше всего придется «оттрубить» в первом квартале – 4,7 часа, во втором квартале это значение уменьшается до 4,47, в третьем – самое маленькое за год значение (4,24) и, наконец, в четвертом – 4,32 часа. Важно учесть, что эти данные не учитывают отпуск в 28 дней, а так же время, проведенное на больничных.

Однако количество рабочих часов в сутках вовсе не означает продолжительность рабочего дня. Если убрать выходные и праздники, то работаем мы (при пятидневной неделе) – 247 дней, или две трети дней в году. По данным Росстата, средняя продолжительность рабочего дня в первом полугодии 2016 года составила 7,23 часа. Много это или мало?

Это очень много, считают специалисты по трудовым отношениям. Поскольку в России есть миллионы работников, которые трудятся по сокращенному графику (24 и 36 часов в неделю). Если средняя цифра выше 7 пунктов, то это значит, что другие миллионы значительно перерабатывают положенные 8 часов. При этом нет никаких данных о серьезных доплатах за переработки.

Но вопрос даже не в доплатах (хотя они важны). Почему вообще все наше трудовое законодательство крутится вокруг 8-часового рабочего дня? Что это за сакральная цифра?

Во-первых , нет никаких медицинских данных о том, что 8-часовой непрерывный труд является сколько-нибудь полезным , либо эффективным. Наоборот, врачи всего мира признают: он - неэффективен, так как сохранить концентрацию и работоспособность на протяжении стольких часов — непосильная задача для большинства людей.

Сидение на стуле в течение трети суток приводит к самым тяжелым заболеваниям – от сердечно-сосудистых до онкологических. Правда, ничуть не лучше и 8-часовой физический труд, который для людей старше 40 лет практически невозможен и приводит к преждевременному старению и инвалидности к 40-50 годам.

Подсознательно работники понимают угрозы самим себе и … всячески противодействуют восьмичасовому «рабству». Любой офисный служащий знает, как и когда опоздать на «положенные» полчаса и уйти раньше с работы на те же 20-30 минут. Плюс к тому – ежечасные перекуры даже у некурящих, плюс захват обеденного перерыва в обе стороны (раньше уходят, позже приходят). А ведь помимо индивидуального отлынивания от работы, есть и «законные» коллективные отдохновения – например, постоянные празднования дней рождения на рабочем месте, совместные чаепития и кофе-брейки, праздные разговоры друг с другом, немотивированные больничные, отгулы «по семейным обстоятельствам» и внезапные будто бы недомогания…

Ученые утверждают: всего этого можно избежать, если сократить рабочий день в офисах хотя бы на два часа! Сотни экспериментов и замеров показали, что за шесть часов человек, концентрируясь, делает гораздо больше, чем за восемь. В Гетеборге, например, был проведен эксперимент, финансируемый шведским правительством, в доме престарелых Svartedalens, чтобы определить, как сокращение рабочего времени влияет на уход за пациентами и моральный дух сотрудников. Как показали исследования, более короткий рабочий день повышает производительность и делает персонал счастливей. 68 медсестрам, которые работали по 6 часов, потребовалось вдвое меньше времени, чем в контрольной группе, они были в состоянии сделать на 64% больше процедур с пожилыми пациентами. Они также в 2,8 раза реже брали отпуск более двух недель.

Именно поэтому в Швеции ввели в 2016 году 30-часовую рабочую неделю с перспективами перехода с пятидневки на четырехдневку.

Благо, что живой пример у всего мира – перед глазами. По последним оценкам, Нидерланды стали первой страной, где средняя рабочая неделя достигла 21 часа. При этом производительность труда позволяет платить среднюю зарплату в 2800 евро в месяц (около 200 тысяч рублей). Но главное – в уровне счастья людей, у которых есть время и силы на саморазвитие, содержательный досуг, спорт, воспитание детей и даже на нормальный секс с женами и мужьями. Люди и в 60 лет полны энергии и готовы работать, а не вымогать пенсию и деньги на медицину у государства.

Британская «фабрика мысли» New Economics Foundation рекомендовала двигаться к 21-часовому стандарту рабочей недели. Это позволит решить проблемы безработицы, выброса СО2, низкого благосостояния, укоренившегося неравенства, переутомления, нехватки времени на семью и общей нехватки свободного времени. Более того, развитие «индустрии отдыха и личностного развития» позволит наращивать ВВП стран с сокращенной рабочей неделей без ненужной индустриализации.

В мире уже все больше экономистов, которые говорят об абсурдности 8-часового рабочего дня как «канонического». Если за последние полвека производительность труда благодаря компьютерам, средствам связи, робототехнике и атоматизации выросла в 2-3 раза (а в некоторых отраслях и в десятки раз), то почему люди должны работать то же самое время, что и их предки? Ведь ясно, что сегодня один условный «счетовод» на компьютере с установленными бухгалтерскими программами считает в сотни раз быстрее, чем те, что полвека назад, вооружившись счетами и натянув нарукавники.

В России, правда, тема сокращения рабочего дня не входит в повестку дня властных органов. Хотя именно они могли бы начать новую трудовую реформу – скажем, для начала перевести на шестичасовой день ВСЕХ госслужащих и сотрудников госкорпораций. Поскольку доля госпредприятий в ВВП составляет около 60 процентов, то эффект будет виден сразу. И станет примером для частного бизнеса.

Правда, для начала придется избавиться от советских привычек и стереотипов, по которым «труд – дело чести, доблести и геройства». То есть то самое занятие, за которым и помереть не стыдно, не дожив и до середины жизни.

Ну хватит уже жить по лекалам первичной индустриализации. Пора бы и о людях подумать. Число которых стремительно убывает…

"