Posted 4 декабря 2012,, 20:00

Published 4 декабря 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:10

Updated 8 марта, 05:10

Атом раздора

4 декабря 2012, 20:00
В 2013 году в Димитровграде, втором по величине городе Ульяновской области, начнется строительство атомной электростанции. Местные жители протестуют. Не дает положительного заключения на проект и Росприроднадзор. Строители заверяют, что возводимая АЭС – нового поколения и с повышенными стандартами безопасности. Однако

Площадка под строительство АЭС в Димитровграде уже определена. Возведение начнется в следующем году, а запуск в эксплуатацию запланирован на 2018 год. Одним из лоббистов атомного проекта выступает губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. «Строительство первого экспериментального свинцово-висмутового быстрого реактора энергетической направленности – это неотъемлемая часть формируемого у нас в регионе ядерно-инновационного кластера, под который в Димитровграде создается комплексная инфраструктура», – заявил глава региона, назвав АЭС проектом «не только всероссийского, но и мирового уровня».

Однако у местных жителей планы построить АЭС вызвали не восторг, а панику. По мнению противников строительства, место для нового объекта выбрано крайне неудачно: в четырех километрах от будущей АЭС, которую планируют строить на территории НИИ атомных реакторов, проходит 300-километровый тектонический разлом. Об этом говорится в исследовании казанского «ЦНИИгеолнеруд», проведенного еще в 90-е годы. По соседству расположен действующий полигон захоронения жидких радиоактивных отходов. «В пластах образуется напряжение, которое может создавать условия для возникновения в этом районе землетрясений. Такой отрицательный эффект уже наблюдался в нефтедобывающих регионах, в том числе в Татарстане», – говорит «НИ» координатор инициативной группы «За безъядерное Поволжье», председатель Антиядерного общества Татарстана Альберт Гарапов.

Росприроднадзор также до сих пор отказывается давать на проект строительства АЭС положительное заключение. «Пока представленные инициатором проекта материалы обоснования лицензии не соответствуют требованиям законодательства РФ в области охраны окружающей среды.

В связи с этим обстоятельством приказом Росприроднадзора утверждено отрицательное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы», – сообщил «НИ» руководитель управления Росприроднадзора по Ульяновской области Александр Каплин. Впрочем, он говорился, что «материалы могут быть доработаны и поданы на повторную экспертизу».

В региональном правительстве признают, что «вокруг строительства новой АЭС возникло много всевозможных мнений, большинство из которых довольно пессимистичны – якобы из-за угрозы безопасности будущего объекта для людей и окружающей среды». Однако пресс-служба администрации Ульяновской области заверяет, что поводов для пессимизма нет: «В основу обеспечения безопасности энергоблока наряду с использованием свойств внутренней самозащищенности реактора положен принцип последовательной реализации концепции глубоко эшелонированной защиты». В пресс-службе правительства региона вероятность аварии не исключают, но заверяют, что в случае таковой «не потребуется дополнительных мер защиты населения, эвакуации, выселения, как это было в Чернобыле».

Эксперты экологических организаций «Гринпис России» и «Беллона» утверждают, что реакторы на быстрых нейтронах, такие, как возводимый в Ульяновске, чрезвычайно опасны, и поэтому за последние годы реактор на быстрых нейтронах запустил только Китай. При этом такие страны, как США, Германия, Франция и Япония от реакторов этого типа отказались. «И китайский, и российский проект объединяет то, что установки на быстрых нейтронах будут работать с использованием жидкометаллических теплоносителей. Российский СВБР-100 – на сплаве свинца и висмута, остальные – с натриевым теплоносителем. В остальных странах нет такого опыта эксплуатации свинца-висмута, как у России», – возражает в беседе с «НИ» руководитель службы по связям с общественностью и СМИ компании-застройщика АЭС Степан Рудаков. По его словам, «во многом именно благодаря возможности России использовать свинцово-висмутовый теплоноситель в проекте СВБР-100 достигается целый ряд положительных показателей в части безопасности, позволяющих уверенно причислять реактор к новому IV поколению».

По словам главного инженера проекта, сотрудника Восточно-Европейского головного научно-исследовательского и проектного института энергетических технологий Юрия Петрова, АЭС в Димитровграде будет модульной. Слово «модульная» означает, что при желании мощность станции можно увеличить до 200, 300, 400 и более мегаватт. Срок работы АЭС – 60 лет, число сотрудников – от 75 до 150. Г-н Петров также сообщил «НИ», что в случае успеха проект АЭС будет тиражироваться: сертифицированные модули станции начнут продавать за границу.

Однако в состав топлива для реактора собираются включить чрезвычайно вредный плутоний-239, период полураспада которого составляет около 24 тыс. лет, называет «НИ» еще одну причину для беспокойства председатель димитровградской общественной организации «Центр содействия гражданским инициативам» Михаил Пискунов. По его словам, это радиоактивное вещество смертельно и в микродозах, а проникнуть в организм человека может даже с вдыхаемым воздухом. Кроме того, на АЭС будет установлен еще один реактор, МБИР, в котором в качестве теплоносителя будут использовать натрий. «Общий объем натрия в первом и втором контурах реактора будет составлять около 70 кубометров. А это очень много, поскольку даже несколько граммов натрия при контакте с водой вызывает мини-взрыв и пожар. Таким образом, использование в реакторе большого объема натрия, а в качестве топлива – плутония создает такие условия, при которых в случае аварии на МБИР, например, при взрыве, Димитровград может на многие годы превратиться в мертвый город. Серьезно могут пострадать и другие города Среднего Поволжья», – опасается г-н Пискунов.

"