Posted 4 декабря 2007,, 21:00

Published 4 декабря 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:20

Updated 8 марта, 08:20

«Все тюрьмы в Ливии подземные»

«Все тюрьмы в Ливии подземные»

4 декабря 2007, 21:00
Вчера стало известно о задержании в Ливии руководителя офиса компании Lukoil Overseas Александра Цыганкова. Пока он проходит в качестве свидетеля по делу о коммерческом шпионаже. МИД России уже направил ливийским властям просьбу поспособствовать освобождению российского гражданина, но ответа пока не последовало. Экспер

Арест руководителя Lukoil Overseas Александра Цыганкова произошел еще 25 ноября. Однако, как утверждают эксперты, в российском посольстве узнали об этом только спустя полторы недели. «Представителя нефтегазовой компании взяли под стражу как свидетеля по делу о шпионаже, – пояснили «НИ» в посольстве России в Ливии. – Но сейчас консул делает все возможное, чтобы создать максимально благоприятные условия для его содержания». По некоторым данным, обыски в офисе Lukoil Overseas и задержание его главы связаны с назначенным на 9 декабря тендером на распределение 12 газовых участков в Ливии общей площадью 72,5 кв. м.

Ливийские чиновники подозревают, что нефтяникам с использованием подкупа стало известно содержание конвертов с предложениями конкурентов, в результате чего им удалось бы существенно доработать собственное предложение и выиграть тендер. Главные же подозреваемые – сотрудники ливийской национальной нефтегазовой компании. В Ливии не первый раз устраивают конкурс среди компаний по освоению недр. «На таких тендерах всегда присутствовало много компаний, – заявил «НИ» профессор Института востоковедения Российской академии наук Анатолий Егоров. – Возможно, ливийские чиновники таким образом решили вывести российскую «ЛУКойл» из конкурса».

В центральном офисе нефтяной компании «ЛУКойл» дают очень скупые комментарии, опасаясь за жизнь своего сотрудника. «Мы официально подтверждаем факт задержания в столице Ливии Триполи Александра Цыганкова, – заявил «Новым Известиям» руководитель пресс-службы «ЛУКойла» Дмитрий Долгов. – Все остальное, причины и обстоятельства ареста, мы пока оставляем без комментариев».

Российский МИД пока ограничился лишь обращением к ливийским властям, которое может рассматриваться несколько недель. «Сотрудники посольства России в Ливии уже встречались с задержанным и пытаются повлиять на его освобождение, – пояснил «НИ» замдиректора департамента информации и печати МИД России Андрей Кривцов. – Кроме того, несколько дней назад МИД задействовал один из возможных в этой ситуации рычагов воздействия на ливийскую сторону – направил официальное обращение к ливийским властям с просьбой предпринять необходимые шаги для освобождения Александра Цыганкова. Сложно сказать, когда освободят сотрудника «ЛУКойла», ведь никогда раньше в Ливии не было похожих случаев».

Но эксперты прогнозируют, что при сравнительно неактивной работе представителей нашей страны Александр Цыганков может застрять в ливийской тюрьме надолго. «По их законам даже свидетелей можно держать под арестом. Другое дело, что из свидетеля он с легкостью может превратиться в подозреваемого или обвиняемого. Очень плохой сигнал, что его посадили, – заявил «НИ» профессор Института востоковедения Российской академии наук Анатолий Егоров. – Вряд ли его быстро выпустят. Единственный шанс – нашим представителям стукнуть по столу кулаком, тогда может что-то получиться. Законы в Ливии суровые, и за шпионаж может грозить смертная казнь.

А все тюрьмы в Ливии подземные, и условия там не из лучших. На практике ливийцы обычно не отдают иностранных заключенных – разбираются с ними сами. Ведь отношения нашей страны с Ливией довольно прохладные. Да и к иностранцам там относятся, как в врагам». Как рассказал «НИ» президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, вообще бессмысленно говорить об особенностях законодательства, ведь законы там могут много раз меняться в течение дня.

Тем не менее россияне, которые побывали в заключении в иностранных тюрьмах, утверждают, что об их освобождении консулы могли бы хлопотать лучше и быстрее бы достигли результата. «После того как нашу команду моряков задержали в Нигерии из-за того, что у нас не было документов на груз, консульство узнало об этом только спустя две недели, – рассказал «НИ» четвертый механик судна, задержанного в Нигерии Иван Мартынов. – В тюрьме мы буквально голодали. Бывало, что по три дня нас не кормили. Консульство прислало обращение к нигерийским властям, и примерно полтора месяца с нами никто из российских представителей не связывался. Просто в такие развивающиеся страны всегда отправляют провинившихся или молодых представителей. В итоге просидели в Нигерии два с половиной года».

В противовес российским представителям в европейских странах за своих граждан, арестованных в других государствах, бьются до последнего. Возмущенные задержанием в Судане британской учительницы, которая назвала на занятии плюшевого мишку именем пророка, власти Великобритании отправили представителей палаты лордов вызволять свою гражданку. Только благодаря их усилиям англичанку вчера освободили, несмотря на то, что суданцы требовали для нее смертной казни.

У европейских стран есть опыт освобождения своих граждан и из ливийского «капкана». В конце июля этого года на родину вернулись пять болгарских медсестер и палестинский врач, которых еще в 1999 году надуманно обвинили в умышленном заражении СПИДом 438 детей в ливийском городе Бенгази. Восьмилетнее пребывание этих людей в тюрьме африканской страны было драматичным: в 2004 году их приговорили к смертной казни.

В июле этого года Высший законодательный совет Ливии после настойчивых обращений лидеров европейских стран и США заменил им наказание на пожизненное тюремное заключение. В переговорах с Муаммаром Каддафи об освобождении принимала участие даже первая леди Франции Сесилия Саркози, а французский президент пообещал в обмен на депортацию медиков модернизировать больницу в Бенгази, где работали осужденные.

Российские же власти за последние годы проявляли себя так активно, пожалуй, лишь однажды, когда в 2004 году из катарской тюрьмы пришлось выручать двух офицеров ГРУ, организовавших убийство одного из лидеров чеченских сепаратистов, Зелимхана Яндарбиева, и приговоренных к смертной казни. Тогда уговаривать катарцев в Доху не раз летал секретарь Совбеза Игорь Иванов. Кто станет переговорщиком на этот раз, пока неизвестно.

"