Posted 4 октября 2010,, 20:00

Published 4 октября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:36

Updated 8 марта, 06:36

Копейка ничего не бережет

Копейка ничего не бережет

4 октября 2010, 20:00
На прошлой неделе комитет Госдумы по финансовому рынку согласился с мнением Центробанка насчет отмены однокопеечных монет. По поводу остановки обращения пятикопеечных монет пока решения не принято, эксперты считают это делом времени. Между тем проблема «утилизации» мелочи становится все актуальнее. Магазины и банки бег

Москвич Юрий Шалупенко несколько дней назад покупал сигареты в киоске недалеко от Открытого шоссе. Часть суммы, а именно один рубль, он отдал монетками по 50 и 10 копеек. Продавец мелочь принимать отказалась категорически, аргументировав это тем, что «банк железки не берет, покупатели – тоже». Недостающий рубль она предложила «простить», но, когда покупатель уже отвернулся от окошка, сгребла монеты в горсть и с силой запустила мужчине в спину. «Если бы я по одной копейке всю сумму давал, продавщицу еще можно было понять. Но половина-то рубля чем ее не устроила? – возмущается в разговоре с «НИ» Юрий Шалупенко. – Да и со сдачей у них вечно проблемы, монеты явно не лишними будут».

В среднем на каждого россиянина приходится по 51 копеечной монете и по 40 пятачков. По закону «О защите прав потребителей» ни одно предприятие торговли не может запретить расплачиваться денежными знаками, имеющими хождение по стране. Увы, эксперимент, проведенный «НИ», показал, что администрация магазинов к букве закона равнодушна. Из пяти магазинов разного масштаба мелкие монеты приняли только в одном – отделении крупной сети супермаркетов. Кассир горестно вздохнула, но быстро и терпеливо пересчитала столбики копеек. В остальных случаях вручить монеты удалось после долгих уговоров или громких скандалов.

Привести накопившуюся мелочь в «товарный» вид также непросто. На всю Москву пока работает только один автомат по «трансформации» копеек в рубли. В банках, как правило, обмен монет на купюры не производят. В остальных компаниях за это берется комиссия (2–3%), минимальная сумма к обмену должна быть от 50 до 500 рублей. При этом потребитель еще должен самостоятельно рассортировать монеты по номиналу и вписать в квитанцию их количество. Оптимальный способ распорядиться накопившейся мелочью – заплатить ею за жилищно-коммунальные услуги или перечислить на открытый счет в банке, говорят эксперты. «Вы, конечно, парализуете работу учреждения на какое-то время, но монеты будут пристроены», – пояснил «НИ» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.

По данным опроса, проведенного компанией Superjob, каждый второй россиянин уверен, что монеты номиналом в одну и пять копеек не нужны. А еще 20% готовы не мелочиться вообще – по их мнению, безболезненно можно отказаться от 10 и 50 копеек. «Зачем металл переводить? Лучше танки штамповать», «Нужно мешок иметь, чтобы все богатство складывать туда», – аргументируют россияне свою позицию. Такое отношение вызвано недочетами при проведении денежных реформ, говорят эксперты. «Уже в 1997 году, когда проводилась деноминация, копейка практически ничего не стоила, а после дефолта ничего нельзя было купить и на 10 копеек, – комментирует «НИ» старший экономист компании экспертного консультирования «Неокон» Олег Григорьев. – Так что ничего удивительного в постепенном «отмирании» монет нет».

Россияне стали заложниками неэффективного законодательства, регламентирующего безналичные расчеты, отмечают эксперты. «В России не существует правовой защиты от мошенников, похищающих информацию о платежных картах или деньги со счетов, – пояснил «НИ» Дмитрий Янин. – Это в свою очередь отпугивает потребителя от безналичной оплаты. А из-за того, что гигантские суммы приходятся на наличные, в том числе на монеты, мы теряем миллиарды рублей. Только издержки на инкассацию – колоссальные. Единственное решение в такой ситуации – сделать дебетовые карты привлекательными, давать полную защиту от мошенников. Причем страховка от кражи денег со счета должна быть не дорогой, как у нас, а бесплатной, как в европейских странах».

КАК СТРАНЫ РАССТАВАЛИСЬ С МЕЛОЧЬЮ

В 2004 году Бельгия и Нидерланды начали сворачивать производство монет достоинством в один и два цента, поскольку их выпуск обходится дороже одного цента и ненамного дешевле двух.
В 2006 году в Новой Зеландии упразднили 5-центовую монету. В начале 1990-х страна уже отказалась от одного и двух центов, зато ввела в оборот монеты номиналом один и два доллара.
В 2007 году до ввода евро на своей территории Банк Литвы предлагал отказаться от чеканки 1, 2 и 5 евроцентов. В том же году швейцарское правительство изъяло из обращения монету в 1 сантим, так как на ее изготовление тратилось в 11 раз больше.
В марте 2008 года в Венгрии были изъяты из обращения монеты достоинством в один и два форинта. На пять месяцев позже Чехия отказалась от 50 геллеров: самая мелкая монета в Чехии ушла в историю. До этого из обращения были выведены монеты достоинством 1, 5, 10 и 20 геллеров. В 2008 Королевство Дания отказалось от «мелочи» номиналом 25 эре.
В марте 2010 года стало известно, что Центральный банк Швеции принял решение с осени изъять из обращения самые мелкие монеты – в 50 эре. Одновременно будут выпущены новые монеты достоинством в две кроны и 200-кроновые банкноты.
В марте 2010 года также сообщалось, что Нацбанк Украины решил прекратить выпуск одно- и двух копеечных монет, так как их производство обходится примерно в 16 копеек – значительно дороже номинала. Однако позднее в НБУ опровергли информацию об изъятии мелких монет из обращения.

"