Posted 4 октября 2010,, 20:00

Published 4 октября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:36

Updated 8 марта, 06:36

По ком стучит топор

По ком стучит топор

4 октября 2010, 20:00
Сразу в нескольких регионах России в последние недели начались выступления граждан против уничтожения окрестных лесов и парков. Организаторы протестов не скрывают, что их вдохновил пример защитников Химкинского леса. Этот конфликт на самом деле получил общенациональную известность: согласно опубликованному на днях опро

Жительница подмосковного Солнечногорского района Елена Родина борется против строительства сразу двух трасс – дороги Москва – Санкт-Петербург и Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). Если Химкинский лес планировалось разрезать дорогой напополам, то лес в Солнечногорском районе рассекут на четыре части. «В центре лесного массива планируется самая крупная в Европе развязка, под которую вырубят 27 гектаров леса», – рассказывает «НИ» г-жа Родина. Всего же, по словам активистки, погибнет не менее 500 га леса – четверть от его общей площади. А так как лес уже разрезан кольцевой железной дорогой, от него останутся лишь зеленые островки.

Еще недавно против вырубки леса никто в Солнечногорском районе не протестовал. Елена Родина утверждает, что большинство местных жителей о планах властей не знали: «Общественные слушания не проводились. Были только публичные слушания на уровне глав муниципальных образований». Но теперь жители десяти окрестных поселков обещают помешать рабочим, если те начнут вырубку. «После такого внимания к Химкинскому лесу люди стали интересоваться, что происходит с окружающей средой в их регионе», – поясняет активистка Родина.

В курсе происходящего вокруг Химкинского леса – большинство россиян. Из опроса «Левада-Центра» следует, что две трети (68%) граждан слышали об этом конфликте, причем половина респондентов утверждают, что знакомы с ситуацией «довольно хорошо». Две трети (66%) тех, кто в курсе дела, защитников Химкинского леса поддерживают. На стороне тех, кто хочет лес вырубить, абсолютное меньшинство (15%).

На стороне желающих вырубать леса во многом и новое лесное законодательство, отмечают эксперты. Координатор по лесной политике Всемирного фонда дикой природы Николай Шматков в беседе с «НИ» сетует, что в законах игнорируются социальные и экологические требования к лесоуправлению: «Леса рассматриваются исключительно как территория, которую можно использовать, и как месторождения древесины – доски и брусья, которые по какому-то стечению обстоятельств обросли корой и листьями». Поэтому недовольных экологической политикой будет становиться все больше, считает г-н Шматков. «Протестных экологических движений много, потому что по всей стране местные власти принимают решения, не опрашивая местных жителей», – подтверждает «НИ» член Общественной палаты РФ Марат Гельман. Пример же Химкинского леса, по словам Гельмана, стал сигналом, что власти можно заставить прислушаться к проблемам граждан: «Настоящих буйных мало, но в ситуации с Химкинским лесом буйные нашлись, и они выиграли. Это пример другим, еще не буйным, что если занять радикальную позицию, то можно добиться результата, что это не бессмысленно».

К лидеру движения «В защиту Химкинского леса» Евгении Чириковой, по ее словам, за последние недели обратились несколько десятков человек. Люди спрашивают совета, как спасти леса в своем районе. «Пока этим не занялась, я вообще не знала, что существуют экологические группы. А теперь я вижу их все больше», – рассказывает «НИ» г-жа Чирикова. Как правило, за советами обращаются люди, которые отчаялись решить проблему через местные органы власти и вынуждены выходить на улицу. По мнению Евгении Чириковой, число экологических групп в стране растет, потому что больше становится «планов по застройке скверов и парков, и люди вынуждены бороться, чтобы в скверике не построили очередную автомойку».

Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

В Солнечногорском районе жители десяти поселков обратились к президенту Медведеву с просьбой сохранить лесной массив. Альтернатива уже известна: расширение существующего Ленинградского шоссе. На том участке Ленинградка состоит из четырех полос движения, вдоль которых расположены многочисленные склады. «Потребуется переселение небольшого количества жителей, и большинство из них готовы переехать в новые благоустроенные дома», – уверена г-жа Родина. Помимо солнечногорского леса активистка защищает поле в пойме реки Клязьмы. По ее словам, на это поле «позарились местные дельцы», задумавшие возвести там автосервис. Нынешним летом на поле прокопали канавы под фундамент, в которых стояла вода даже в засуху. «Там нельзя ничего строить, это поле сельхозназначения, уровень плодородия которого в три с половиной раза выше, чем по Московской области», – убеждена активистка Родина.

В подмосковном Жуковском граждане протестуют против строительства съезда с федеральной трассы М5 (шоссе Москва – Челябинск) в город, так как дорога пройдет через так называемый цаговский лес. По данным «Левада-Центра», подавляющее большинство (81%) жителей Жуковского выступают за то, чтобы лес признали особо охраняемой природной зоной, в которой необходимо ввести полный запрет на любое строительство. Если сформулировать вопрос «Лес или дорога?», пожертвовать лесом готовы 20% горожан, пожертвовать дорогой – 66%. Каждый шестой (16%) житель города сообщил о готовности участвовать в протестных действиях против строительства автодороги.

«Мы уже собрали около 2,5 тысячи подписей под протестом против вырубки леса», – сказал «НИ» лидер общественной организации «Союз работников предприятий Жуковского» Анатолий Старина. По его словам, на прошлой неделе он лично отвез обращения в адрес министра экологии и природных ресурсов, в Министерство транспорта РФ и в Министерство регионального развития РФ. Министра природы Юрия Трутнева жители попросили «создать экспертную комиссию природоохранной направленности с привлечением специалистов из авторитетных организаций: ВНИИ охраны природы РФ, Московского государственного университета леса, НИИ культурного и природного наследия РФ, Московской сельскохозяйственной академии им. Тимирязева, Центрального Совета Всероссийского общества охраны природы». «У нас есть вариант дороги, который решает все проблемные вопросы», – настаивает г-н Старина.

Борьба за спасение леса в России развернулась и в Рязанской области. Активисты просигнализировали, что вырубается Рязанская Мещера, значительно пострадавшая после пожаров. Площадь леса в Мещере раньше составляла 86,3 тысячи га, теперь «живого леса», по оценкам экологов, осталось не более трети. В сентябре его начали вырубать: «Лесопромышленная компания» действует в рамках договора на 2010–2011 годы и стремится выбрать положенные квоты. Член Общественной палаты Надежда Школкина говорит «НИ», что с юридической точки зрения действия лесозаготовителей законны: «Я видела договоры, которые прикладываются к аренде участков, и там никаких конкретных обязанностей на лесозаготовщиков не возлагается». Экологи же настаивают, что на вырубку пострадавших от пожаров лесов нужно наложить мораторий. Договоры с лесозаготовителями это позволяют – в обмен на компенсацию.

В подмосковных Люберцах жители встали на защиту городского парка «Наташинские пруды». Местные власти запланировали строительство шести жилых домов именно там под предлогом, что переселять жителей из ветхого фонда больше некуда. Инициативная группа уже собрала свыше четырех тысяч подписей против застройки парка. Экологи говорят, что территория под застройку у городских властей есть – это законсервированная котельная РЖД.

НЕМЦЫ БЬЮТСЯ ЗА ЛЕСА

На днях полиция жестоко подавила демонстрацию в Штутгарте (Германия). Горожане выступили против строительства нового вокзала, ради которого власти хотят вырубить деревья в парке Шлоссгартен. На территории этого парка растет около 300 деревьев, он является исторической достопримечательностью и своего рода визитной карточкой Штутгарта. На его месте, согласно замыслу авторов строительного проекта «Штутгарт-21», должна располагаться крыша нового подземного вокзала. Полицейские применили против демонстрантов слезоточивый газ и водометы. По словам организаторов протеста, пострадали от 300 до 400 человек, среди них немало школьников. Правоохранители обосновали свои действия тем, что участники демонстрации якобы бросали в полицейских камни. Теперь профсоюзы и политики требуют обсудить инцидент в парламенте. «Сведения о масштабном использовании сил правопорядка против участников демонстрации в Штутгарте и значительное число пострадавших вынуждают Левую партию потребовать провести чрезвычайное заседание комиссии бундестага по внутренним делам», – заявил представитель партии Ян Корте.

"