Posted 4 октября 2009,, 20:00

Published 4 октября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:23

Updated 8 марта, 07:23

Возьмутся за перо

4 октября 2009, 20:00
В конце минувшей недели министр образования РФ Андрей Фурсенко сделал два сенсационных заявления. По его словам, наряду с ЕГЭ по литературе стоит ввести дополнительный экзамен в виде сочинения, а шансы абитуриентов на поступление должны складываться не только из полученных на испытаниях баллов – будет учитываться и пор

В субботу министр образования РФ Андрей Фурсенко заявил о намерении ввести систему портфолио для абитуриентов. Оно может включать в себя проектные работы учеников, сведения об общественной работе, отметки об их участии в олимпиадах и конкурсах, а также спортивные достижения – в общем, все, чем абитуриент хотел, но боялся похвастаться. «Замечательно, что наши чиновники от образования наконец-то поняли, что принципы отбора студентов должны быть не только формальными, что нужно учитывать все способности человека», – заявил «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.

На той же встрече Андрей Фурсенко упомянул о возможности введения обязательного итогового сочинения. По его словам, «школьники должны знать различные формы стихов, стилей в литературе. Дети учатся не только для экзаменов, и если экзамен состоит из проверки фактов, это не означает, что на уроках школьники не должны обсуждать литературные произведения и писать сочинения. Частью ЕГЭ сочинение по литературе быть не должно. А вот обязательным экзаменом для десятиклассников, а не для одиннадцатиклассников оно должно стать».

Эксперты вздохнули с облегчением: угроза превращения школьников в зубрилок-зомби, отличающих ямб от хорея, но не умеющих сформулировать собственные мысли, кажется, миновала. Однако нужда в воскрешении сочинения в той форме, что существовала до введения ЕГЭ, сомнительна. «Проблема в том, что заставить любить литературу одним лишь приказом невозможно, – пояснил «НИ» учитель русского языка и литературы Сергей Райский. – Слишком велик масштаб проблемы: читающими можно признать 8% россиян, и то, я думаю, эти цифры завышены».

Основная цель итогового сочинения – не столько заставить школьника полюбить литературу, сколько научить его грамотно формулировать свои мысли, продемонстрировать кругозор. Однако эксперты считают, что сочинение в той форме, что есть сейчас, с данной задачей не справится. Замшелый список тем и невнятные критерии оценки плохо сочетаются с самостоятельностью суждений и творческим подходом. Школьникам безопаснее всего не высовываться и писать по шаблону, оперируя набором банальностей. В выгодном положении оказываются разве что авторы и продавцы сборников готовых сочинений. «Тема «Нравственный путь Пьера Безухова» кочует по ученическим тетрадям из года в год, но нельзя сказать, что школьники полностью понимают, о чем пишут. Бессмысленно давать в седьмом классе «Тараса Бульбу», а в десятом «Преступление и наказание», на тот момент дети просто не способны полностью понять такие произведения», – считает Сергей Райский.

Он предлагает перенять опыт стран Прибалтики, где выпускное сочинение близко по форме к эссе. Школьники рассуждают не на литературные темы, а на социальные, экологические или философские. Этот подход позволяет молодому человеку свободно высказать свое мнение, не боясь расхождения с каноном.

По мнению Сергея Комкова, грядущие изменения говорят о признании чиновниками бессмысленности ЕГЭ. «Думаю, тестовая практика отомрет в скором времени, – пояснил он «НИ». – Если результаты ЕГЭ потом приходится подтверждать в вузе, это говорит о том, что объективность у экзамена нулевая. Аттестацию за курс средней школы стоит сделать меньшего объема, чем мы привыкли. Достаточно оставить письменный экзамен по математике, сочинение, устный – по истории и обществознанию, иностранный язык. При поступлении учитывается общий балл в аттестате, портфолио. Возможно, придется пройти дополнительные испытания в самом вузе, например, творческий конкурс».

"