Рус
Eng
На дурака не нужен нож: как Тони Роббинс надул всех желающих

На дурака не нужен нож: как Тони Роббинс надул всех желающих

5 сентября 2018, 16:32Общество
Билеты на выступление лайф-коуча в Москве стоили в десятки раз дороже, чем в США.

На дурака не нужен нож,

Ему с три короба наврешь,

И делай с ним, что хошь!

– этот всем известный куплет из фильма «Буратино» процитировал блогер Дмитрий Школьников, комментируя в ФБ выступление известного лайф-коуча Тони Роббинса, которое прошло 1 сентября в спорткомплексе «Олимпийский» в Москве.

Самые дешёвые билеты на это действо стоили 30 тыс. рублей, а самые дороги – полмиллиона! И это притом, что на ноябрьском выступлении того же Роббинса в США, по свидетельству блогера, цена билетов начиналась от 39 долларов, - чуть больше 2 с половиной тысяч рублей!

Популярный блогер Илья Варламов добавил в ЖЖ к этим цифрам другие, не менее впечатляющие:

«Во-первых, Тони вместо положенных 10 часов выступал 4 с половиной. А начинал тренинг вообще другой спикер, о котором счастливые обладатели билетов ничего не слышали. Мероприятие стартовало около 13:00 мск, хотя должно было начаться в 10 утра. А в 19 Тони уже ушёл со сцены, не доработав ещё час. Организаторы не смогли распределить среди зрителей устройства для синхронного перевода и батарейки для них. В итоге народ часами стоял в очередях, сходил с ума, терял человеческий облик и устраивал потасовки в надежде урвать себе заветную батарейку (!). Потом эти батарейки стали продавать в толпе, стоимость достигала 15 000 рублей. Многие платили, чтобы всё же послушать Тони (не пропадать же билетам!).

Даже просто чётко организовать очереди на вход в "Олимпийский" почему-то не получилось. С палатками вышла путаница, неясно было, кто за какую категорию билетов отвечает. Людей с пригласительными несколько часов мариновали в очередях, а затем запустили в зал без мест. С рассадкой в зале тоже получилось не у всех – хотя, казалось бы, чего уж проще. Как я понял, там всё зависело в основном от смекалки и шустрости конкретного стюарда у конкретного сектора. В итоге нескольких сотрудников "Синергии", ответственных за организацию, доведённая до белого каления толпа просто избила..

О самом же феномене Роббинса исчерпывающе написал в ФБ блогер Алексей Долинский:

«Как получилось, что самые дорогие билеты на четырехдневную программу с Тони в Нью-Йорке стоят три тысячи долларов, в разы дешевле, чем аналогичные в Москве за один день? Самые дешёвые билеты в Нью-Йорке можно купить за $800 (и ещё можно попросить скидку), т.е. 200 в день, что в пересчёте на день в два раза дешевле, чем в Москве. И очередь как в первый "МакДоналдс" в Москве.

Это что вообще было? В дискуссии о Тони переполненный "Олимпийский" и стоимость до 500 тысяч рублей проходят красной нитью. Факт того, что в Москве можно собрать стадион людей, готовых заплатить за один день своего развития от двух-трёх средних российских пенсий до средней годовой российской зарплаты не может не впечатлять. Классовую ненависть испытали не только те, кто не смог себе позволить поход в "Олимпийский", но и тысячи российских бизнес-тренеров, большинство из которых берут за свою работу в тысячу (!) раз меньше, чем Тони.

Часть из них, впрочем, в "Олимпийский" сходили, так что новый опыт может помочь им повысить гонорары. Но сами по себе цифры значат не больше, чем сравнение стоимости "Бентли" в Москве и гречки в Урюпинске. Или сравнение доходов Лионеля Месси и регионального учителя физкультуры.

И что, Тони Роббинс – это действительно Месси от коучинга? Рейтинги гуру бизнеса и лидерства обычно основаны на опросах экспертов. И Тони Роббинс в результаты этих опросов часто входит, обычно где-то в третьем десятке – за заслуги в популяризации. Популярное редко бывает сложным – отсюда рудиментарный контент его перформанса. А как может быть иначе? Мы же не сравниваем лозунги с политических митингов с теоретическими трудами, которые их обосновывают? Тони популярный, всемирно популярный, а не передовой или самый глубокий в том, что он делает.

Единственное, в чём он по-настоящему эксперт, – это как раз в популяризации. Ей он занимается всю жизнь, начав карьеру ещё промоутером Джима Рона, другим учеником которого был основатель "Гербалайфа" Марк Хьюз. Собственно, вовлечённости Рона часто подъём "Гербалайфа" и приписывают. Школа-то в общем узнаваема и действительно может приносить пользу – нести в массы проверенные открытия, как это и делает Тони. И именно это обеспечивает ему места в третьих десятках рейтингов интеллектуалов в сфере лидерства и бизнес-управления.

Критикующие Тони вполне понятны: "примитивные методы НЛП", "никакого контента", "долгосрочно это не работает" и т.д. Это всё правда, но вопрос, с чем сравнивать. Если с интеллектуальными лидерами, на которых ориентируются профессионалы индустрии, то да, не тот уровень. Но это как сравнивать бульварное чтиво с классикой: да, не тот уровень, и обсуждать тут нечего. Но другой рынок и другой формат. И совсем иной тираж в результате. Тех, кто с любопытством посмотрел, как Тони работает со стадионной аудиторией, и восхитился эффектом, я тоже прекрасно понимаю. Этому вряд ли можно научиться, один раз увидев, но впечатление всё равно интересное. И отлично понимаю тех, кто получил восторженные ощущения. Да, долгосрочный эффект это не даст, но иногда достаточно и краткосрочного импульса. Кроме того, теперь они знают, что можно пойти и получить такой вот волшебный импульс в филейную часть, чтобы что-то менять. И смогут прийти ещё. Но есть серьёзная проблема: нам задали ложный стандарт.

Сделал это даже не сам Тони. Он, в конце концов, один и тот же во всём мире, явление давно изучено и описано. Сделали это те, кто втридорога продал билеты на этот стадион и провозгласил Тони Роббинса "коучем №1 в мире" (это как "МакДоналдс" – ресторан №1, видимо?). Вот это всё "среди его учеников президенты и миллиардеры, входит в "200 лучших бизнес-гуру Harvard Business Press" (это вроде 2003 г., и следов уже не найти)" говорит – нет, кричит, что мировой стандарт коуча и бизнес-гуру – это Тони Роббинс. Это, разумеется, не так.

Настоящие бизнес-гуру преподают в ведущих бизнес-школах, пишут полноценные исследования и собирают учеников и сторонников, а не стадионы. Любой профессиональный бизнес-коуч скажет, что самый авторитетный коуч в сфере лидерства – это Маршал Голдсмит, и он, благодаря своим ученикам, не так редко бывает в России, но встречается с узкими группами СЕО и предпринимателей, с которыми можно интерактивно поговорить. Другие входящие в топ-10 Thinkers50 – Клейтон Кристенсен и Рита МакГрат – преподают полноценные программы на несколько дней в Гарвардской и Колумбийской бизнес-школах соответственно, где можно интерактивно взаимодействовать с великими, а не слушать их в наушниках и рассматривать в бинокль. Вот как теперь объяснять десяткам тысяч участников действа в "Олимпийском" и миллионам, переживающим их впечатления, что "бизнес-тренинг здорового человека" выглядит не так? Что за эти 500 тысяч можно было пройти полноценный курс по лидерству в Беркли или берлинской бизнес-школе ESMT?

Кому-то понравилось и помогло – им теперь будет казаться, что только так действительно и должно это выглядеть. Более того, сотни тысяч и миллионы недовольных или видевших лишь отзывы в соцсетях думают, что все коучи и бизнес-гуру – это шоумены и шарлатаны, "Гербалайф" 2.0. И я не знаю, как их разубеждать. И что в сухом остатке? В результате случившегося в "Олимпийском" Тони и организаторы, полагаю, неплохо заработали. Многие осознанные участники получили возможность составить собственное мнение о любопытном зарубежном явлении. Часть получила временный положительный эффект: либо мотивационный, либо профессиональный.

Ну а все остальные получили документальное подтверждение, что россияне хотят развиваться, но в бизнес-образовании, лидерстве и саморазвитии не разбираются совершенно, а потому готовы переплачивать в несколько раз за VIP-доступ в очередь за "Гербалайфом". Когда ж мы уже научимся?»

Варламов прокомментировал этот пост ещё жёстче автора:

«Даже если бы Майкл Джексон с Джоном Ленноном восстали из мёртвых и спели дуэтом на сцене "Олимпийского", не факт, что москвичи отдали бы 100 тысяч за такое представление. Но Тони Роббинс смог, как смог в своё время Сергей Мавроди, как смогли Чумак с Кашпировским и как легко получается у девелоперов, ведущих долевое строительство. Люди у нас невероятно доверчивы и не любят деньги. Вместо того, чтобы вложить сбережения в свой первый бизнес, инвестировать их в акции или пройти бизнес-курс в приличном вузе, они послушно отнесли деньги американскому бизнес-тренеру. Уверен, Тони весьма вам благодарен...»

Однако отнюдь не все согласились с критиками Роббинса. Вот только один из комментариев, демонстрирующий, что кроме людей, готовых выбросить буквально на ветер огромные деньги, есть и такие, кто умеет и сэкономить, и получить свое специфическое удовольствие:

«Посмотрел на YouTube, все что хотел, увидел, кучу времени (и деньги) сэкономил, информацию получил. Но мне кажется, тут некорректно сравнивать его шоу с тренингами профессиональных коучей-мыслителей - сходить на Тони - как сходить на рок-концерт клевой группы. Просто получить удовольствие и заряд бодрости, за это и заплатили...»

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter