Posted 5 сентября 2016,, 14:26

Published 5 сентября 2016,, 14:26

Modified 8 марта, 02:57

Updated 8 марта, 02:57

Сергей Комков: «Это преступление - заменять профобразование дипломом ВУЗа»

Сергей Комков: «Это преступление - заменять профобразование дипломом ВУЗа»

5 сентября 2016, 14:26
В Госдуме предложили повысить престиж рабочих профессий с помощью увеличения стипендий для студентов училищ. А именно платить не 7 % от прожиточного минимума, а 60 %. Тогда начинающие мастера смогут получать в среднем шесть тысяч рублей.

Директор Всероссийского фонда образования РФ Сергей Комков рассказал «НИ», почему такая мера не сможет повысить престиж рабочих профессий, какие изменения нужны в системе образования, чтобы выпускники 9 классов не боялись идти в колледжи, и насколько необходим такой подход в современном мире.

- Сейчас в России в очередной раз занялись проблемой среднего профессионального образования, потому что рабочих рук не хватает. Дети по-прежнему стремятся поступить в вуз. Что нужно сделать, чтобы школьники, их родители пересмотрели свои взгляды?

- А что мы хотим, если профессиональное образование в России убивали последние 20 лет? Здесь надо менять всю систему. Я постоянно говорил о том, что уничтожать начальное, среднее профессиональное образование и ориентировать всех только на высшее - нельзя. Это же преступление. Ни в одной стране мира не делают ставку на высшее профессиональное образование. Везде ориентируют людей на получение профессии, конкретных профессиональных навыков. А мы этот процесс очень здорово упустили. У нас началась переориентация школы, все выпускники устремились в вузы. И ни к чему хорошему это не привело.

- Уже поступило предложение увеличить стипендии студентам училищ. Это сможет привлечь выпускников школ?

- Просто так увеличением стипендии ситуацию не изменишь. Начинать надо с перестройки системы образования в России. С детского садика, с начальной школы. Нужно особое внимание уделять урокам труда, чтобы дети научились работать руками, шить, в конце концов могли гвоздь забить правильно. Необходимо возвращать факультативы профессиональной ориентации, уроки по домоводству. Вот такие элементарные вещи сейчас крайне необходимы в школах.

- А есть страны, на практику которых России стоило бы обратить внимание?

- России нужно вернуть свою практику. Наши советские методы заимствовали в Чехии. И сейчас чешская система образования имеет в этом плане очень серьезные преимущества. Там только 20% выпускников основной школы, кто закончил 9 класс, идут дальше в гимназии. А 80% идут дальше в профессиональную школу – то, что мы называем профтехучилища, колледжи. А у нас в последние годы ситуация складывается с точностью наоборот. Нам надо эту диспропорцию постепенно исправлять. И в Чехии, кстати, сильно удивляются, как за небольшой временной промежуток можно было сломать свою профессиональную школу, с которой взяли пример многие европейские страны.

Среди них, кстати, самая передовая - Германия, где большинство выпускников школ вначале учатся рабочим профессиям, а потом уже выбирают вузы. И , поверьте, там никому и в голову не придет дразнить юношу или девушку «пэтэушником». Наоборот, считается дурным тоном, если взрослые люди ничего не умеют делать руками, не разбираются в чертежах и всячески демонстрируют то, что они - «белоручки».

"