Posted 4 сентября 2014,, 20:00

Published 4 сентября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:15

Updated 8 марта, 04:15

Ешьте сами

Ешьте сами

4 сентября 2014, 20:00
Со дня введения Россией эмбарго на ввоз агропродукции из стран ЕС, США, Австралии и Норвегии прошел почти месяц. И пока чиновники и министры сельского хозяйства стран Евросоюза без перерыва совещаются, фермеры уже терпят серьезные убытки. Испания – в числе потерпевших от российских санкций. В первую очередь пострадали

Прямо на пресс-конференции, состоявшейся после внеочередного заседания Консультативного совета по сельскому хозяйству в Мадриде в минувшую среду, министр сельского хозяйства, продовольствия и окружающей среды Испании Изабель Гарсия Техерина и министр сельского хозяйства Каталонии Хосе Мария Пежегри стали активно и с аппетитом жевать перед камерами отечественные яблоки-персики-груши. Чиновники всеми силами агитируют испанцев на словах и личным примером больше налегать на национальные фрукты и овощи, больше есть свежей зелени и салатов и вообще активно «витаминизироваться». Но больше, чем хочется, все равно не съешь. Тем более что цены, может, где-то в Европе и падают, но только не в Испании: в конце августа килограмм хороших помидоров по-прежнему стоит 1–2 евро, персиков – 2–3 евро, слив – 1,5 евро, яблок и груш – 1,2–2,8 евро...

Группа поддержки

Брюссель 3 сентября объявил о том, что удваивает бюджет (до 60 млн. евро) на продвижение плодоовощной продукции европейских стран, пострадавших от российского эмбарго на третьих рынках. Испанское правительство также выделяет немалые средства на проведение информационно-рекламной кампании по стимулированию потребления сезонных фруктов и овощей на национальном рынке. Но испанцы все равно не в состоянии съесть все, что производят, а значит, существенная часть выращенного урожая будет просто выброшена в мусор. Что, собственно, уже происходит в сельскохозяйственных регионах.

Кто-то из фермеров (как, например, в Арагоне) делает это показательно, как вызов европейским политикам, – выгружая прямо на асфальт грузовики отборных персиков и нектаринов и публично сжигая над огромной горой фруктов, о которых россияне теперь могут только мечтать, сине-звездный флаг Евросоюза. Другие (в Альмерии и других «овощных» регионах страны) делают это вынужденно. «Мы не можем снижать цены на свою продукцию до бесконечности. Цены падают, падают, но, в конце концов, мы вынуждены будем часть урожая просто выбросить – потому что наши овощи некуда будет сбывать и их никто не будет покупать, рынок перенасыщен», – говорит владелец крупной фирмы – производителя тепличных овощей из провинции Альмерия – Франсиско Родригес Парийя.

Примерно такая же ситуация и с фруктами, хотя цены на них в супермаркетах и на рынках нельзя назвать бросовыми. По самым низким ценам, как и до введения российских санкций, работают лишь «фрутерии» китайцев и арабов. Там всегда цены в два-три раза ниже, чем в сетевых супермаркетах и в небольших магазинчиках, которые держат испанцы.

В эту среду стало известно, что Испания будет просить помощи у Европейской комиссии, чтобы производителям цитрусовых, хурмы и гранатов компенсировали потери, понесенные ими в результате российского эмбарго. При необходимости в список могут быть также включены испанские дыни, арбузы, салаты и баклажаны. Сеньора министр намерена обратиться за помощью уже в следующую пятницу, 12 сентября, на заседании министров сельского хозяйства стран ЕС, где будет анализироваться создавшийся кризис в европейском аграрном секторе. Испанцы заручились поддержкой французов, которые обещали защищать их линию в Брюсселе. Из Мадрида Изабель Гарсия Техерина отправилась в поездку по регионам, чтобы собрать больше информации. Все автономии, за исключением Канарских островов и Кастилии, уже подготовили исчерпывающую информацию по ситуации в сельскохозяйственном секторе.

Товары без сбыта

Провинция Альмерия расположена на юго-востоке Испании, в Андалусии. Еще 40 лет назад здесь, кроме бедных рыбацких деревушек, моря и бесконечных необрабатываемых земель, ничего не было. Но все круто изменилось в 70-е годы прошлого века, когда здесь начали развивать сельское хозяйство и туризм. В результате на Коста-дель-Альмерия – побережье Средиземного моря протяженностью около 200 км – появились отели и бесконечные апартаменты; приморские города в прямом смысле расцвели, стали зелеными и привлекательными для сотен и тысяч иностранных туристов.

Вторая главная составляющая экономики провинции – выращивание сельскохозяйственных культур в теплицах, общая площадь которых просто фантастическая, около 400 кв. километров. Небольшие частные хозяйства окружают плотным кольцом все приморские городки. Альмерию называют овощной житницей Испании, а может, и всей Европы: ежегодно регион экспортирует миллионы тонн овощей – главным образом огурцов, помидоров, болгарского и прочего перца. Кстати, именно Альмерия – родина черных томатов, так полюбившихся многим европейцам и россиянам. В зимний период (с ноября до марта) все овощи на тарелках европейцев, прежде всего помидоры, – из Альмерии. Больше нигде в Европе нет такого климата, столько солнца (более 300 дней в году) и такого же количества теплиц.

«Здесь сухой субтропический климат имеет свою особенность – высокая влажность и постоянные ветры с моря, – рассказывает Франсиско Родригес Парийя. – Ветер дует все время и приносит живительную влагу и свежесть, это идеально для выращивания овощей в теплицах. Здесь можно выращивать круглый год почти все овощи – огурцы, помидоры, болгарский и итальянский перец, кабачки и баклажаны. Выращивают здесь разные виды салатов, редис, клубнику, но уже не в таких промышленных масштабах».

Объективный фактор, позволяющий держать невысокие цены на овощи, выращенные в регионе, и получать по нескольку урожаев в год, – дешевая рабочая сила. Береговая линия Альмерии смотрит на Африку, откуда постоянно плывут лодки с несчастными нелегалами. Их вылавливает полиция, национальная гвардия, их устраивают в специальные реабилитационные центры медицинской и психологической помощи, кормят, лечат, приводят в чувство и стараются отправить обратно на родину. Но кому-то удается сразу остаться в Испании, кто-то приплывает второй и третий раз, пока тоже в конце концов не останется на обетованной испанской земле. И в итоге – здесь всегда полно дешевой рабочей силы.

Трудовые мигранты с Черного континента готовы работать в теплицах на любых условиях и за любые деньги – сколько бы им ни заплатили, они всегда будут довольны. Есть и еще одна объективная причина занятости африканцев в сельском хозяйстве: в теплицах, где постоянно высокая влажность и температура, европейцы физически не могут долго работать, организм не выдерживает, а темнокожие люди – вполне.

Фермеру Франсиско 49 лет, практически всю жизнь он занимается сельским хозяйством, знает о выращивании овощей в теплицах и открытом грунте все, семейный бизнес идет весьма успешно. Он довольно обеспеченный человек, из числа тех богачей Альмерии, заработавших свое состояние на «бернадерос» (теплицах). Основные рынки сбыта их продукции – Германия, Голландия, весь север Европы. Что касается доли России, то до настоящего времени это было от 5 до 15% альмерийских овощей.

«Но это официальные цифры, в действительности доля экспорта в Россию больше – доходит до 25%, и, конечно, теперь многие производители вынуждены срочно искать новые рынки сбыта, – делится Франсиско. – В основном россиянам мы поставляли томаты, огурцы и перец. Россия готова переварить намного больше того количества, которое мы поставляли, и главное – готова платить хорошие деньги за нашу продукцию. Таких цен на внутриевропейском рынке за нашу продукцию нам не предложат. Многие в этом году потеряют деньги и часть урожая, а россияне недополучат зимой витаминов и свежих испанских овощей. Если российское эмбарго действительно продлится год, испанским производителям трудно будет вернуться на российский рынок. К тому же это потребует дополнительных затрат: сейчас мы вынуждены переориентироваться на других потребителей, выстраивать новые логистические цепочки и терять деньги из-за этого, а через год все опять по новой возвращать и выстраивать и опять тратить на это деньги – очень накладно получается».

В сложившейся ситуации фермерам Альмерии ничего не остается, кроме как искать другие рынки сбыта, ждать каких-то конкретных шагов и поддержки со стороны испанского правительства и ЕС и надеяться, что санкции все-таки долго не продержатся. Впрочем, пассивно ждать они будут недолго: фермеры южноевропейских стран известны своей политической активностью и готовностью ради своих интересов выходить на манифестации, устраивать пикеты и перекрывать важные автотрассы...

"