Posted 4 сентября 2011,, 20:00

Published 4 сентября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:02

Updated 8 марта, 06:02

Первые мобильные выставки России перемещались на пароходах и поездах

Первые мобильные выставки России перемещались на пароходах и поездах

4 сентября 2011, 20:00
Совершенствование выставочной деятельности в конце XIX – начале XX веков способствовало появлению передвижных выставок, и Россия стала пионером в этом деле. Они имели преимущество перед стационарными, так как не требовали дорогостоящего переезда населения к месту их проведения. Выставки в больших городах посещались в о

Первым опытом мобильной экспозиции стала Всероссийская плавучая пожарная выставка 1897–1899 гг. Идея проведения выставки принадлежала князю А.Д. Львову, который сыграл большую роль в становлении пожарного дела в нашей стране. Он выдвинул свою идею на пожарном съезде в 1896 году в Нижнем Новгороде. По его мнению, «такая выставка представляется наилучшим средством для распространения среди городского и преимущественно сельского населения необходимых сведений о борьбе с пожарами, практического применения различного рода пожарных снарядов, устройстве несгораемых построек и огнеупорных крыш». #

Смотр проходил под покровительством великой княгини Марии Павловны. Экспозиция разместилась в трюмах и надстройках большой деревянной баржи «Первенец», внешний вид которой привлекал всеобщее внимание своей оригинальностью. Огромная, начищенная до блеска пожарная каска в носовой части и довольно высокая каланча посередине баржи сразу давали понять, что судно это предназначалось для пожарных целей. Проект реконструкции баржи разработал техник Р.А. Сандгольм, а строительство выполнил подрядчик И.О. Костров.#

Выставка стартовала 20 июля (2 августа) 1897 года, в день поминовения Святого Ильи в Санкт-Петербурге от дворца великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной. Баржа следовала первоначально водным путем по Мариинской системе и по Волге, а затем по железной дороге. Маршрут ее передвижения был рассчитан на как можно большее количество остановок. При выставке имелась образцовая пожарная команда для показа населению приемов тушения пожара и чтения лекций. Здесь же раздавались и продавались книги и брошюры. За два года навигации баржа дошла до Царицына (Волгограда), сделав остановки в 116 городах и селениях. За это время ее посетило почти 120 тысяч человек. #

Плавучая выставка продолжила свой путь в 1899 году – уже по железной дороге. Экспозиция занимала 10 переоборудованных товарных вагонов, объединенных в сплошную анфиладу. В двух пассажирских вагонах разместились пожарная команда с брандмейстером, комиссар выставки и представители экспонентов. За три с половиной месяца поезд-выставка исколесил всю европейскую часть России, пройдя более 8 000 верст и сделав остановки в 78 городах и поселках, организовав почти 40 новых сельских и городских пожарных команд на местах. #

Всероссийская передвижная пожарная выставка предвосхитила знаменитые агитпоезда первых лет советской власти. К сожалению, она не стала постоянной, как это было задумано. Что, впрочем, не умаляет ее исторического значения. Это был первый пример организации мобильной экспозиции в истории выставочного дела не только в России, но и в мире.

Идея мобильных экспозиций стала очень популярной в начале ХХ века. В печати появились проекты плавучих выставочных дворцов и павильонов. В 1903 году Общество содействия русской промышленности и торговли организовало передвижную кустарную выставку. «Красивая и оригинальная» баржа стартовала в Петербурге, прошла по Мариинской системе и по Волге до Нижнего Новгорода с остановками во всех городах, где были кустари. Выставка преследовала учебные цели. Она ознакомила провинциальных кустарей и ремесленников с новыми технологиями и материалами, а также с требованиями городских потребителей и городских рынков. На барже находились станки для производства различных показательных работ. #

Весной 1914 года по линиям Московско-Казанской железной дороги начала курсировать передвижная сельскохозяйственная выставка – так называемый «агрономический поезд». Поезд состоял из десяти специально построенных вагонов. Здесь демонстрировались сельскохозяйственные машины и орудия, скот и домашняя птица, образцы хлеборобных земель и различных злаков, удобрения и другие экспонаты. Оборудование поезда обошлось в 100 тыс. рублей. # Энтузиасты Московского общества борьбы с пьянством соорудили в июне 1914 года «пароход-выставку». Передвижная выставка стартовала в городе Осташкове на озере Селигер и должна была дойти до Астрахани. На пароходе планировалось чтение лекций и показ кино о вреде пьянства. Выставка была рассчитана на три года. #

События Первой мировой войны повлияли на тематику передвижных выставок. Военное ведомство организовало в 1916 году выставку военных трофеев. Захваченная немецкая военная техника помещалась на барже, на которой соорудили большой дом в стиле эпохи Петра Великого. Организатором выставки стал генерал-майор Д.П. Струков. Баржа прошла по Мариинской системе в Волгу и сделала остановки в 40 населенных пунктах. Известный артист А.А. Мгебров прочитал там лекции «о войне и ее героях». #

В начале ХХ века русские предприниматели организовали несколько выставок-ярмарок на пароходах за границей. Застрельщиками «великого почина» стали деловые круги Одессы. Организатором мобильной экспозиции стало Русское общество пароходства и торговли, созданное в 1856 году по инициативе Н.А. Аркаса и Н.А. Новосельского. Эти предприниматели обратились в министерство финансов с предложением о создании частного пароходного предприятия на Черном море «с целью развития торговли и почтовых сообщений южного края с иностранными и русскими портами». Царское правительство охотно поддержало инициативу. Сразу было выделено ежегодное пособие на ремонт пароходов, и установлена ежегодная дотация в виде помильной платы, учитывающей количество пройденных пароходами миль. В решении правительства по этому вопросу указывалось на «очевидную пользу и особую важность столь обширного предприятия, еще небывалого в нашем отечестве». Уже 3 августа 1856 года устав общества был утвержден императором Александром II. Этот день стал считаться днем создания Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ).

Грузовое и пассажирское пароходное сообщение РОПиТ открылось 21 мая 1857 года пятью пароходами. К концу года три первые пароходные линии из Одессы в Николаев, в Херсон и в кавказские порты содержались в полном размере, а линии из Одессы в крымские порты, перевозки по Азовскому морю, а также рейсы в порты Средиземного моря совершались в пробном режиме.

Начав свои операции в 1857 году с пятью пароходами общей вместимостью 5420 тонн, РОПиТ к 1910 году владело уже 76 пароходами водоизмещением 200 тыс. тонн. Кроме того, в составе судов числились еще более 140 подсобных плавсредств. Первоначальная стоимость судов составляла около 24,5 млн. рублей. Общество стало крупнейшей в России пароходной компанией. В 1913 году тоннаж его флота составлял 20 % общего тоннажа торгово-пассажирского флота России. Флаг РОПиТ был хорошо известен во многих портах Атлантического, Тихого и Индийского океанов.

РОПиТ принимает участие в различных выставках, начиная с 1870 года со смотра в Петербурге. На Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года в Москве общество награждается почетным отзывом «За деятельность по устройству механических приспособлений для нагрузки и выгрузки товаров, каменного угля и антрацита» по группе IX – «Машины, аппараты, строительные материалы и работы». #

РОПиТ приняло активное участие в Одесской фабрично-заводской, художественно-промышленной и сельскохозяйственной выставке 1910 года, организованной Одесским отделением Императорского русского технического общества и Императорским обществом сельского хозяйства южной России. Обширная экспозиция общества размещалась в собственном павильоне, где демонстрировались образцы русских товаров, которые могли конкурировать на ближневосточных рынках. Для более удобного ознакомления посетителей с экспонатами над каждым образцом товара была помещена картограмма с подробными сведениями о его ввозе и вывозе. Интересно, что в павильоне РОПиТ действовала беспроволочная телеграфная станция, с которой осуществлялись регулярные сеансы связи с пароходом «Цесаревич Георгий» в любом пункте его местонахождения во время плавания по крымско-кавказской линии.

«Наблюдая возрастающее с каждым годом тяготение русских торгово-промышленных фирм к рынкам Ближнего Востока, а также, несомненно, прогрессирующий интерес к нашим товарам со стороны Турции, Греции, Египта и славянских восточных стран, Русское общество пароходства и торговли задалось целью оказать посильное содействие более тесному сближению с названными странами и дать необходимый толчок широкому развитию отечественной экспортной торговли на Ближнем Востоке». # Для осуществления этой цели РОПиТ прибегло к новому средству – к плавучей выставке предметов русского производства, организовав ее на одном из лучших и комфортабельных пароходов своего флота «Император Николай II». В смотре приняло участие более 130 фирм юга России, Москвы, Петербурга и Польши. Представленные экспонаты отличались большим разнообразием.

Перед отходом в порты Ближнего Востока, выставка направилась в Ялту, где ее посетил император Николай II, находившийся на отдыхе в Ливадии. Из Ялты выставочный пароход возвратился в Одессу, а 9 декабря 1910 года отошел, согласно заранее составленному маршруту, в болгарские порты. В течение двух месяцев плавучая выставка побывала в Варне, Бургасе, Константинополе, Салониках, Пирее, Александрии, Порт-Саиде, Яффе, Кайфе, Бейруте, Триполи, Мессине, Смирне, Дарданелле, Трапезунде и других городах, всюду встречая восторженный прием со стороны представителей коммерческого мира. В отчете устроителей, отправленном в министерство торговли и промышленности, говорилось, что «успеху выставки в немалой степени способствовали военный и балалаечный оркестры, декоративное убранство в псевдорусском «сказочном» стиле и общая театрализованная обстановка». #

У выставки была конкретная цель – торговое и политическое сближение с Турцией и Ближним Востоком. Предметы русской торговли и промышленности не только привлекли общее внимание к российской продукции, но и обнаружили явное превосходство над иностранными товарами, наводнявшими ближневосточный рынок. Некоторые экспонаты, например, русский уголь, лес и мануфактура, способствовали многочисленным сделкам, явно показывающим, что в будущем их сбыт в Турции, Греции и на Балканах обеспечен. После революции пароход носил название «Вече», а потом его переименовали в «Ильич».

Русская экспортная палата планировала организовать Северную плавучую выставку товаров российского производства, которые не имели доступа на международный рынок или вывозились в недостаточном количестве. Зафрахтованный пароход с экспонатами должен был отправиться из Санкт-Петербурга в июне 1912 года с заходом в крупнейшие порты Германии, Дании, Бельгии, Голландии, Англии, Норвегии и Швеции. Но планы реализовать не удалось.

Опыт организации передвижных выставок представляет большой исторический интерес. Он может быть использован и сегодня.

"