Posted 4 сентября 2006,, 20:00

Published 4 сентября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:08

Updated 8 марта, 09:08

Цена жизни

Цена жизни

4 сентября 2006, 20:00
Вчера в российской юридической практике произошел уникальный случай. Жительница Улан-Удэ Любовь Сластина подала в Замоскворецкий суд Москвы иск о возмещении вреда на сумму в 7 млн. рублей к авиакомпании «Сибирь», которой принадлежал разбившийся 9 июля в Иркутске аэробус А-310. В авиакатастрофе у женщины погибли сестра
Сюжет
Авиация

Правительство пообещало семьям погибших в катастрофе Ту-154 под Донецком материальную помощь в 100 тысяч рублей за каждого погибшего. Поскольку трагедия унесла жизни 170 человек, всего из резервного фонда правительства потребуется 17 млн. рублей. «Суммы, выделяемые из федерального бюджета, стандартные, – сообщил «НИ» начальник отдела общественных связей Минтранса Тимур Хикматов. – Столько же выплачивалось и родственникам погибших в иркутской трагедии, и людям, потерявшим своих близких в авиакатастрофе А-320 близ Сочи». По словам представителя министерства, компенсации родные погибших начнут получать к октябрю.

Справедливости ради, надо отметить, что размер этих выплат действительно почти неизменен. Столько же полагалось и семьям людей, погибших при совсем других обстоятельствах. Родственники почивших под обломками крыши Басманного рынка и родные погибших в результате недавнего взрыва на Черкизовском рынке также получили по 100 тысяч рублей, правда, от московского правительства. Тенденция налицо, но объяснить, откуда взяты эти цифры, чиновники не в силах.

Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, выражая соболезнования семьям погибших в Ту-154 под Донецком, сообщила о том, что, помимо федеральных выплат, равных 100 тысячам рублей, такие же суммы выделит бюджет Петербурга. Как городские, так и власти Ленинградской области, взяли на себя издержки на похороны. Как сообщили в Смольном репортеру «НИ» Наталье Шергиной, деньги уже перечисляются, и проблема для чиновников состоит лишь в том, чтобы максимально деликатно «разрулить» спорные вопросы, уже возникающие у некоторых родственников.

«В России всегда, когда нужно говорить о возмещении материального и морального вреда, создается некое постановление правительства, которое назначает взятую с потолка сумму, причитающуюся родственникам погибших, – поделился с «НИ» адвокат, представляющий интересы потерпевших в делах «Норд-Ост» и «Трансвааль» Игорь Трунов. – Эти суммы взяты из ниоткуда, обсуждать их размеры затруднительно, потому что никакое правительство в случае авиакатастрофы не обязано ничего платить. Организуя некие выплаты, власти, по сути, занимаются благотворительностью, а дареному коню в зубы не смотрят».

Во многих странах мира процесс компенсации ущерба жертвам авиационных происшествий регламентирует Варшавская конвенция 1929 года. Она была ратифицирована в СССР еще во времена перестройки. По этому документу ответственность компании-перевозчика ограничивается сегодня для граждан России суммой в 10–20 тысяч долларов.

По Монреальской конвенции, принятой в 1999 году и до сих пор не ратифицированной в нашей стране, пассажиры имеют право на компенсацию, состоящую из двух частей. Первая, равная 135 тысячам долларов, выплачивается вне зависимости от вины перевозчика, если же его вина будет доказана, пассажиры получат право на вторую часть, причем эта сумма ничем не ограничена.

Шестикратный заработок за всю жизнь

Вопросами стоимости человеческой жизни американские ученые задались давно. В 50–60-е годы суды в США и Великобритании обязывали перевозчиков выплачивать за гибель человека в авиакатастрофе сумму, в среднем в шесть раз превышающую заработную плату, которую этот человек мог заработать за всю свою жизнь. Естественно, что авиакомпании отреагировали немедленной модернизацией своих авиапарков. Ничего этого, увы, не происходило и не происходит в России.

«Вопрос безопасности полетов стоит для наших авиакомпаний далеко не на первом месте, – рассказал «НИ» один из российских экспертов по авиационной безопасности. – Не секрет, что главная цель любой частной авиакомпании – прибыль, а не забота о жизни и здоровье своих пассажиров. Перевозчикам выгоднее приобретать четырежды перекупленные, подержанные воздушные судна. Достаточно напомнить, что аэробус А-310, потерпевший крушение в Иркутске, был произведен в 1987 году и до «Сибири» эксплуатировался компаниями «Delta», «PanAmerican» и «Аэрофлот». Кроме того, чтобы обязать перевозчиков возмещать ущерб и задумываться о безопасности своих клиентов, в стране должна быть выстроена единая система управления гражданской авиацией. Если бы она существовала, то российский документ, четко регламентировавший возмещение материального и морального вреда пассажирам, был бы давно принят».

Право имеет активный

Вчера рядовая россиянка из Улан-Удэ Любовь Сластина подала иск о возмещении вреда к авиакомпании S7 («Сибирь»), чей самолет разбился в иркутском аэропорту. Напомним, что эта страшная трагедия унесла жизни 124 человек, в том числе сестры и матери г-жи Сластиной. Вместе с Любовью Сластиной в Замоскворецкий суд Москвы обратился и ее отец Константин. Истцы просят взыскать с авиаперевозчика 1 млн. 165 тысяч 560 рублей, а в качестве моральной компенсации – выделить по 3 млн. рублей каждому пострадавшему в этой семье. Кроме того, истцы требуют ежемесячно и пожизненно 6 тысяч 911 рублей, а в качестве затрат на погребальные услуги – 102 тысячи 745 рублей.

Как правило, сразу после катастрофы родственники погибших пребывают в шоке – им просто не до денег.
Фото: AP. IVAN SEKRETAREV

Корреспондент «НИ» связался с ответчиком по этому делу – авиакомпанией «Сибирь». В пресс-службе S7 к судебному иску Сластиных отнеслись спокойно. «Подавать в суд на авиаперевозчика – нормальная практика, существующая во всем мире, – признался «НИ» заместитель директора по общественным связям авиакомпании Игорь Волков. – В нашей стране совершенно не развито ни судопроизводство, ни страхование в авиационной сфере. Россияне к тому же не имеют привычки добровольно страховаться. Мы не боимся выплачивать компенсации семьям погибших в иркутской трагедии, потому что застраховали свои риски, в том числе ответственность авиакомпании перед третьими лицами. Даже владельцы злополучных гаражей, в которые врезался аэробус А-310, получат компенсации. Словом, все суммы выплатит страховщик».

Надо сказать, что подобная практика складывается сегодня во всех крупных авиакомпаниях. «Мы страхуем взятые в аренду самолеты Boeing по всем принятым в мире стандартам, – сообщил «НИ» директор по связям с общественностью компании «Трансаэро» Сергей Быхал. – Чтобы застраховаться, авиаперевозчики платят страховым компаниям взносы, составляющие подчас миллионы долларов в год. Страховое покрытие наших воздушных судов таково: самолет Boeing-737 страхуется на 600 млн. долларов, Boeing-767 – на 750 млн. долларов, а Boeing-747 – на 1 млрд. долларов. Это те деньги, которые могут покрыть любые судебные притязания граждан. Причем компенсации жертвам потенциальной катастрофы страховая компания должна выплачивать вне зависимости от того, виновата наша авиакомпания или нет».

Стоит отметить, что в России действует и обязательное страхование всех пассажиров воздушных судов. «Обязательное страхование пассажиров осуществляется на основании указа президента Бориса Ельцина, датированного 1992 годом, – рассказал «НИ» заместитель начальника управления авиационно-космического и морского страхования компании «РОСНО» Сергей Худяков. – В соответствии с этим документом, с каждого отправляющегося в путь на самолете, поезде или корабле взимается обязательный страховой взнос, включенный в стоимость билета. В авиабилете его доля – 2 рубля. Максимальный размер выплаты в случае трагедии определен в 12 тысяч рублей».

Договоримся?

За рубежом метод досудебного договора практикуется повсеместно и является абсолютной нормой. «В США и Европе есть четкая нормативная база, которая регламентирует возмещение вреда, – рассказал «НИ» Игорь Трунов. – Как только самолет терпит крушение, пострадавший нанимает адвоката, проводящего переговоры с юристом авиаперевозчика. Поскольку авиакомпания знает, сколько принято выплачивать по подобным искам, представители обеих сторон предпочитают установить некую компромиссную сумму, но не доводить дело до суда».

Одним словом, в случаях авиакатастроф в России до сих пор действуют устаревшие механизмы выплат материальных компенсаций. Судебная практика в этой области практически отсутствует. В этих условиях очень многое зависит от настойчивости и правовой грамотности самих россиян.

КАК ВЫПЛАЧИВАЮТ КОМПЕНСАЦИИ РОССИЙСКИЕ ВЛАСТИ

Выплат от 80 до 100 тысяч рублей добивались через суд родственники жертв катастрофы самолета Ту-154 авиакомпании «Владивосток-Авиа» 3 июля 2001 года под Иркутском. Тогда погибли 136 пассажиров и 9 членов экипажа. Добровольно авиакомпания соглашалась выплачивать по 60 тысяч рублей и ежемесячные пособия детям погибших пассажиров. Это пока единственный случай, когда рядовым нашим соотечественникам удавалось выиграть в ходе процесса относительно высокие суммы компенсаций.
В России рекордными стали компенсации родственникам погибших в результате теракта в Беслане 1–3 сентября 2004 года – по 1 млн. рублей. Тяжелораненые получили по 700 тысяч рублей, с ранениями средней тяжести – 500 тысяч рублей, легкораненые – 300 тысяч рублей. Родственникам подводной лодки «Курск» решением правительства из внебюджетных фондов было выделено по 700 тысяч рублей, нуждающиеся в жилье получили квартиры.
Московские суды удовлетворили несколько десятков исков жертв теракта в Театральном центре «Норд-Ост» на Дубровке 23–26 октября 2002 года и их родственников. Единовременные выплаты по выигранным делам варьировали от 2,5 тыс. до 100 тыс. рублей, а пенсии по утрате кормильцев назначались в пределах от 250 до 8,4 тыс. рублей в месяц.



СКОЛЬКО ПЛАТЯТ ЖЕРТВАМ АВИАКАТАСТРОФ ЗА РУБЕЖОМ

По 1,5 миллиона драмов (около 3,4 тысячи долларов) выплатило правительство Армении за каждого гражданина страны, погибшего при крушении 3 мая этого года на подлете к Адлеру самолета А-320 компании «Армавиа». Кроме того, по 20 тысяч долларов семье каждого пострадавшего выплатила сама авиакомпания. Родственники россиян, погибших в результате этой катастрофы, получили по 100 тыс. рублей.

По 25 тысяч долларов получили родственники пассажиров внутрикитайского рейса Баотоу–Шанхай, разбившегося 21 ноября 2004 года. В результате этой катастрофы погибли 55 человек.

Компенсации в размере от 100 до 300 тысяч долларов получили родственники россиян, погибших в авиакатастрофе над Боденским озером на юге ФРГ в ночь на 2 июля 2002 года. Тогда в результате столкновения пассажирского авиалайнера Ту-154 авиакомпании «Башкирские авиалинии» и грузового Boeing-757 погибли 12 членов экипажа и 57 пассажиров российского самолета, в том числе 45 школьников. Компенсации выплачивались из специального фонда, в который перечислили по 10 млн. долларов правительства Германии и Швейцарии, а также швейцарская служба воздушного движения Skyguide, ошибка диспетчера которой и стала причиной катастрофы.

По 200 тысяч долларов согласились в 2004 году выплатить власти Украины родственникам россиян, погибших 4 октября 2001 года в сбитом по ошибке украинскими ПВО над Черным морем пассажирском самолете Ту-154 компании «Сибирь». На борту авиалайнера, летевшего из Тель-Авива в Новосибирск, находились 12 членов экипажа и 66 пассажиров. Четверо были гражданами Израиля, 28 – россиянами, остальные имели двойное гражданство.

В 1 миллион долларов компания «Эр Франс» оценила жизнь каждого пассажира самолета «Конкорд», погибшего в июле 2000 года под Парижем. Тогда из-за попадания в турбину самолета постороннего предмета погибли 113 человек.

"