Posted 4 сентября 2005,, 20:00

Published 4 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:24

Updated 8 марта, 09:24

Страсти кинопродюсера на Северном море

Страсти кинопродюсера на Северном море

4 сентября 2005, 20:00
Фонд Михаила Калатозова при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии, при участии телеканала «Россия» завершил работу над военной драмой «Первый после Бога». Режиссером фильма выступил Василий Чигинский. Автором сценария стал Илья Авраменко, а продюсерами Михаил Калатозов и Андрей Бондаренко. Дистр

– Как все началось?

– Была идея сделать кино о легендарном подводнике Маринеско. Так все и началось. Но мы снимали не биографический фильм о Маринеско. Главный герой Маринин – обобщенный образ героя Великой Отечественной войны. Меня в этом проекте как раз и заинтересовала нетрадиционная для сегодняшнего отечественного кино тема. Но проект такого масштаба, как «Первый после Бога», нам одним было не потянуть. Еще на самом начальном этапе нас поддержали Федеральное агентство по культуре и кинематографии и телеканал «Россия» в лице Сергея Шумакова и Сергея Фикса, которые выступили продюсерами картины со стороны телеканала «Россия».

«Первый после Бога» – фильм о войне и людях, которые выиграли Великую Отечественную войну. Мы хотели снять фильм не о мраморном постаменте героя, а о герое, как живом человеке, со своими страстями и слабостями. В фильме есть достаточное количество спецэффектов и компьютерной графики, но в то же время в нем есть и любовь, и предательство, и настоящая взаимовыручка, то есть все то, о чем наши кинематографисты, как мне кажется, забыли. Мы создавали «Первый после Бога» как подарок к 60-летию Победы, как полноценный продукт, за который нам было бы не стыдно.

– Почему вы пригласили на этот проект режиссера Василия Чигинского?

– Василий Чигинский на сегодняшний день известен как один из самых интересных рекламных режиссеров. У Василия есть короткометражка, которая называется «Красный Стрептоцид» – про блокадный Ленинград. Мы посмотрели его и поняли, что этот человек может сделать хорошее настоящее кино. Но иногда мне хотелось убить Василия, а в другие моменты я восхищался его профессионализмом. Все время нашей совместной работы я балансировал между восторгом и желанием прикончить его на месте.

Всю команду мы подбирали таким образом, чтобы у людей было желание работать именно в этом проекте, чего-то здесь достичь и добиться. Думаю, что именно поэтому нам удалось снять такой технически сложный фильм.

«Первые после Бога»

– Где проходили съемки?

– Съемки проходили на Кольском полуострове, в городах: Мурманске и Полярном, Санкт-Петербурге, Кронштадте и Тбилиси.

Василий Чигинский сначала упорно отказывался ехать в Мурманск смотреть натуру. Я его буквально насильно выпихнул. А когда он туда доехал, через 2 дня позвонил мне и кричит: «Я не знаю места лучше, здесь все есть, и природа, и все». И потом уже была проблема вывезти его оттуда.

Сегодня не осталось подводных лодок, на которых воевали в Великую Отечественную войну. В городе Полярный был специально сконструирован интерьер подводной лодки. На современной субмарине «Вологда» появился макет весом в 17 тонн. Плавмастерские Кольской флотилии изготовили его по эскизам художника, по чертежам, предоставленным музеем местного подплава. Они же поставили макет на лодку. Интерьер подводной лодки был построен в специальном ангаре.

– Много ли в картине «воссозданных» реалий?

– Мы сделали все возможное и невозможное, чтобы создать абсолютно реальную картину… К работе над фильмом были привлечены специальные консультанты из числа «старых морских волков», историков и действующих военных. Военные очень настороженно относятся к тем, кто снимает о них кино. Они видят все проколы персонажей, костюмов, команды. Важна каждая мелочь. Тщательно, до мельчайших деталей выверялась одежда героев фильма – форма военных моряков того времени. Профессионалы, которые видели, говорили, что все получилось достоверно.

Дмитрий Орлов

– Определенное время требует и определенных актерских лиц…

– Самым главным было, конечно же, выбрать исполнителя главной роли. Когда я первый раз увидел Диму Орлова, у меня были сомнения: он такой огромный, ему неуютно будет на подлодке, так как пространство ограничено. Мы дали Диме текст, когда он начал читать, мы поняли, что нашли, что хотим. В «Первом после Бога» вы также увидите Лизу Боярскую, Владимира Гостюхина, Михаила Гомиашвили, Екатерину Вуличенко, Виктора Сухорукова, Сергея Горобченко, Юрия Степанова, Нину Русланову. На одну из женских ролей была приглашена известная скандинавская актриса Ирэн Бьерклунд, незнакомая российскому зрителю. Мы пригласили Ирэн потому, что не хотели видеть в роли русскую актрису, имитирующую шведский акцент. Она очень популярна у себя на родине и признана лучшей актрисой 2004 года в Финляндии.

Мы очень благодарны нашим актерам за то, что они нашли силы и возможности работать при нашем крайне сбивчивом графике. Они прочитали сценарий и отложили свои дела. Они действительно очень хотели сниматься в этом фильме.

– Актеры жаловались на сложные условия?

– Нет, надо отдать им должное, они держались хорошо, несмотря на действительно тяжелые условия.

Подготовка к съемкам шла очень долго, и здесь мы сотрудничали с главным штабом ВМФ, с Генеральным штабом... Нам говорили, что помогут, а когда мы уже приехали, оказалось, что существуют частности, понять которые очень тяжело... Мы очень долго с этим боролись. Убеждали, просили, звонили... По нашим графикам съемки на море должны были закончиться к 15 сентября. А закончились только 21 ноября. Но ведь там совершенно другой климат, зима приходит гораздо раньше. Отчасти поэтому мы и планировали к 20 сентября закончить все натурные съемки на море. Погода помогла: зима задержалась почти на месяц. Съемки – это нелегкий процесс, его нельзя просто взять и «заморозить», ведь у актеров свои графики, у техники, которую мы специально брали, заканчивался срок аренды, она вся была расписана. Так что, когда мы заканчивали съемки в Полярном, было уже минус 25 градусов. А такая погода на море – это страшно! То, что артистам было плохо, я верю и понимаю, но артисты сегодня привыкли перескакивать с одного проекта на проект, и иногда им полезно осесть в тех условиях, которые они должны изображать в кино.

"