Posted 4 сентября 2005,, 20:00

Published 4 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:24

Updated 8 марта, 09:24

Репертуар

Репертуар

4 сентября 2005, 20:00
Репертуар

Братья Гримм

Екатерина ТАРХАНОВА

«Братья Гримм»/Brothers Grimm, The/ (2005)
Российская премьера: 15.09.2005
Мировая премьера: 03.02.2005
Жанр: Боевик / Комедия / Приключения / Триллер / Ужасы / Фантастика
Режиссер: Терри Гилльям
В ролях: Мэтт Дэймон, Хит Леджер, Моника Белуччи
Производство: Dimension Films/Summit Entertainment/ MGM, 2005
Прокат: ВЕСТ

Что ожидалось от Терри Гилльяма в «Братьях Гримм», то и получилось. Светлая память о «Монти Пайтоне», чуть «Барона Мюнхгаузена», чуть режиссерской усталости от того, что «Дон-Кихот» так и не состоялся, и в целом – слишком типичное, узнаваемое гилльямовское кино, чтобы поражать воображение. Но разве не поражать требуется от сказок, когда они, тем паче, снабжены дополнительным фирменным «кинематографическим стебом»? Для фильма «типичность» сыграла ту же зловещую роль, которую в самом фильме играет Королева Зеркала (Моника Белуччи) для крестьян из деревни Марбаден. Чтобы к вечной жизни прибавить вечную молодость, она должна похитить из Марбадена дюжину маленьких детей. И у публики фильм так же «похитил» сказки братьев Гримм. В нем вроде бы все есть. Кинозвезды в неожиданных амплуа (Мэтт Дэймон, Хит Леджер, Джонатан Прайс, Питер Стормаре). Причудливо многоплановое повествование (сценарист Эрен Крюгер). Роскошные декорации и спецэффекты (фильм снимался в старых чешских замках). Постоянные «черные» современные приколы по всем линиям (от арсенала камеры пыток до сонма тараканов, задвигающих крышки каменных гробов). Есть даже вполне внятная идея: когда рожденный ползать летать не может, его научат. Когда не хочет – заставят. Идея вполне применима к спящим красавицам и красным шапочкам, верить в которых вроде бы не положено, а они – на каждом шагу. Тем не менее, играя в чудеса с жизнью братьев Гримм, которые играли в чудеса с жизнью других людей, Гилльям заодно как бы только сыграл в чудо кинематографа, а это уже перебор. Оно тут же отомстило, взяло и не произошло. Фильм скучный, театральный, несмешной. Только в последние полчаса двухчасовой картины количество умений вдруг переходит в качество азарта, но уже слишком поздно.



Мое лето любви

Екатерина ТАРХАНОВА

«МОЕ ЛЕТО ЛЮБВИ»/MY SUMMER OF LOVE/ (2004)
Российская премьера: 25.08.2005
Мировая премьера: 05.11.2004
Жанр: Драма
Режиссер: Пол Павликовски
В ролях: Натали Пресс, Эмили Блант, Пэдди Консидайн
Производство: Film Consortium/BBC Films/UK Film Council, 2004
Продолжительность: 86 мин.
Прокат: ВЕСТ

Слишком много наград, фестивальных и академических, получил скромный фильм Пола Павликовски, чтобы быть просто перепевом пары модных тенденций современного кино. Пусть он острооциальный и касается сексуальных инверсий, в основе своей фильм – на вечную тему рождения таланта. Тема тщательно прикрыта проблемами социального неравенства, религиозного фанатизма, молодежного бунта, даже видимостью сюжета про красивую, но короткую дружбу двух юных провинциалок, Моны и Тамсин (Натали Пресс и Эмили Блант). На самом деле по-настоящему юной была только одна – потому фильм и называется «Мое лето любви». В нем от начала до конца Мона вульгарна, распущена, почти безграмотна и бездомна, но она – художница от бога. И только сквозь это вечное, непобедимое юное дарование можно постичь всю извращенность и бездарность сегодняшних человеческих отношений, от брата и любовника до «культурной» подруги. И пусть извращенность займет весь сюжет, кончающийся вроде бы достаточно безрадостно, он будет побежден самой природой кино, где сразу видна степень «фотогении» каждого человеческого лица и свобода «планов» и «ракурсов» в изображении фона. «Фоном» служит Северный Йоркшир – место весьма кинематографичное. Природу не обманешь, к тому же музыкальными лейтмотивами сегодняшней молодежной драмы Павликовски не побоялся сделать старые непопулярные, но подлинные по сути «Умирающего лебедя» Сен-Санса и «La Foule» Эдит Пиаф. Поэтому после всех девичьих хулиганств, после их безобидного секса и обидного расставания, после всех странных ритуалов окружающих взрослых и цинизма, и меркантильности как «нормы» отношений от фильма все равно исходит чувство радости. Юное дарование не только разобралось, что почем в современной жизни, но еще и порисовало, потанцевало, полежало на траве и набралось сил, чтобы жизнь была не страшна.



«Мистер и миссис Смит»

Воинственное лето

Екатерина ТАРХАНОВА

Из всех многообещающих летних голливудских блокбастеров «Переводчица» и «Фантастическая четверка» лишь с трудом окупились, зато двойную прибыль принесли «Война миров», «Мистер и миссис Смит» и «Моя свекровь – монстр». Впрочем, последняя комедия выиграла только за счет среднего бюджета, а вот у творений Спилберга и Дага Лаймена бюджеты за 100 млн. и сборы по миру – за 300. Но думается, если бы прокатчики догадались поменять им названия, выгода была бы еще больше. На самом деле фильм Спилберга следовало бы назвать «Мистер и миссис Феррье», а фильм Лаймена – «Война миров». Будучи вроде бы разноплановыми, они равны по амбициям, и еще неизвестно, чьи оказались сильнее – стареющего оскароносца или представителя нового поколения.

В пятый раз в истории кино экранизируя роман Герберта Уэллса, Спилберг снова сел на любимого конька – высокие технологии и спецэффекты. Действительно, в компьютерную эру марсианские «триподы» выглядят как живые, а их убийственную деятельность каждому легко представить на себе. Особенно это касается кульминационной сцены в чреве «трипода», когда эффектный натурализм разыгрался не на шутку. Тем не менее все технические усилия и боевые действия сводятся в «Войне миров» к одной-единственной идее – к пропаганде «американских семейных ценностей». Рэй Феррье (Том Круз), невзирая на гибель всего человечества и планетарную катастрофу, знай себе воссоединяет семью и мирится с женой. Это несколько противоречит роману, написанному про другое, а главное – суживает возможности развития сюжета. И хотя удовольствие все равно получаешь (по крайней мере от второплановых Дакоты Фэннинг и Тима Роббинса), выходишь слегка неудовлетворенным: ожидалось гораздо больше. Середина сильно затянута, финал сильно скомкан – будто бы Спилберг просто не успел доснять несколько сцен и заменил их титрами. Вспоминается, что фильм снимался за полгода «на скорость», что, видно, и уравняло шансы постоянного мастерства и сиюминутной халтуры.

«Мистер и миссис Смит» тоже не назовешь новым словом в кинематографе. Сравнительно недавно ту же вечную тему вражды между мужьями и женами развивали «Война в семействе Роуз», «Честь семьи Прицци», «Тайные агенты». Но на какого-то Лаймена никто так просто, как на Спилберга, не пойдет, поэтому даже коммерчески фильм надо было придумывать не на скорость, а на совесть. Этим режиссер и занялся вместе со сценаристом Саймоном Кимбергом. Простой любовный сюжет они довели до крайности. Если уж муж с женой надоели друг другу до смерти, дело не может не кончиться стрельбой, и стрельба больше не кончится никогда – в лучшем случае они станут отстреливаться не друг от друга, а от окружающего мира. Любовь теперь точно рифмуется только с кровью и, что называется, воочию.

Кроме того, сюжет любовной мелодрамы снят в стиле шпионского триллера, и стиль выдержан до конца. От остроумия диалогов у психоаналитика и не меньшего остроумия трюков и спецэффектов при драках и погонях (особенно впечатляют прыжки с небоскребов на ручке от дамской сумочки) до бурного секса с оружием в руках осуществляется чистый триллер, когда главное – неожиданность, лаконизм и жесткая мотивировка каждой мелкой детали. До сих пор, вспоминая, как Анджелина Джоли и Брэд Питт ухитрялись друг друга обманывать во всем, кроме ужина в семь, или как они наконец устроили фантастический эротический балет в замедленной съемке – прыскаешь от точности интриги и верности семейной психологии. В результате Даг Лаймен и Саймон Кимберг, в отличие от Спилберга, не обеднили, а обогатили, расширили скромный сюжет до общечеловеческих нужд. С фильма выходишь с мыслью: «Не ожидал-с, не ожидал-с».

Большая удача прошедшего лета – что именно на теплое время года пришлась обострившаяся вражда миров, полов и всех против всех. Есть надежда, что, как похолодает, инопланетяне вымерзнут, а мужья и жены будут почаще согревать друг друга в постели. И нам покажут блокбастер, что победила дружба («Ночной дозор-2»).

"