Posted 4 сентября 2005,, 20:00

Published 4 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:24

Updated 8 марта, 09:24

Рецензии месяца

Рецензии месяца

4 сентября 2005, 20:00
Рецензии месяца

Хористы

Елена ПОЛЯКОВСКАЯ

«ХОРИСТЫ»/CHORISTES, LES/(2004)
Российская премьера: 25.08.2005
Мировая премьера: 17.03.2004
Жанр: Драма / Мелодрама / Музыка
Режиссер: Кристоф Барратье
В ролях: Жерар Жюньо, Франсуа Берлеан, Кад Мерад, Жан-Поль Боннэр
Производство: France 2 Cinema/ Vega Film AG/Galatee Films, 2004
Продолжительность: 95 мин.
Прокат: Централ Партнершип

Талантливым нужно родиться. Но как важно, чтобы нашелся кто-то, кто этот талант заметит и раскроет. Большинству из современных знаменитостей, в какой бы стране они ни родились, скорее всего, повезло либо с родителями, либо с учителями. Об одном из таких педагогов фильм «Хористы» французского режиссера Кристофа Барратье. Это римейк ленты 1945 года «Клетка для соловьев». Однако режиссеру удалось избежать соблазна осовременить сюжет. «Я сознательно не перенес действие фильма в наше время, – говорит Барратье, – потому что тогда бы пришлось ввести в фильм множество современных проблем, а мне этого не хотелось. Да и главный герой решал бы совсем другие задачи…»

Известный дирижер Пьер Моранж приезжает в маленький французский городок на похороны своей матери. Неожиданная встреча с бывшим соучеником Пепино воскрешает воспоминания о детстве и о том человеке, благодаря которому Моранж стал дирижером. Безработный учитель Клеман Матье в 1949 году устраивается надзирателем в школу-интернат для трудных подростков. Жестокий директор интерната Рашен держит в страхе не только учеников, но и учителей. Занявшись обучением детей пению, Матье навсегда изменил их жизнь.

Трогательная история, рассказанная в фильме, год назад покорила не только сентиментальных французов. «Хористы» получили приз Европейской киноакдемии и были номинированы на «Оскар» сразу в двух категориях (за лучший фильм на иностранном языке и за лучшую оригинальную музыку). Следует заметить, саундтрек картины успешно продается в Европе. Собственно, в этом нет ничего удивительного. Ведь Кристоф Барратье профессиональный музыкант, хотя и в кино человек неслучайный – его родители театральные актеры, а родной дядя не кто иной, как Жак Перрен, выступивший в картине в роли дирижера Моранжа и, кроме того, продюсировавшего «Хористов». Перрен как продюсер, по мнению коллег, рисковал больше всех – ведь картина стала полнометражным дебютом Кристофа Барратье.

Успех дебютанта стал неожиданностью для всех. Тем более что бюджет картины был весьма скромным – 6 млн. долларов. Но по кассовым сборам за 2004 год во Франции фильм был на первом месте, и его посмотрели 8,6 миллиона зрителей. Интересно, что исполнитель роли учителя Матье – Жерар Жюньо, выступив в этой ленте и в качестве со-продюсера, даже заложил свою парижскую квартиру, чтобы помочь финансировать производство. Но игра стоила свеч.

«Я выбрал тему детства потому, что это универсальная тема», – говорит Кристоф Барратье. И в этом не приходится сомневаться. Тем более что лент, которые можно и нужно смотреть всей семьей, выходит на экраны не так уж и много. «Хористы», к счастью, именно такой фильм.



Свадьба

Екатерина ТАРХАНОВА

«СВАДЬБА»/ MARIAGES!/(2004)
Российская премьера: 14.07.2005
Мировая премьера: 21.04.2004
Жанр: Комедия
Режиссер: Валери Гиньябоде
В ролях: Матильда Сенье, Жан Дюжарден, Миу-Миу, Дидье Безас, Лио, Катрин Аллегре
Производство: Studio Canal/France 2 Cinema, 2004
Продолжительность: 100 мин.
Прокат: Централ Партнершип

Свой полезный урок для вступающих в брак фильм «Свадьба» Валери Гиньябоде преподносит с типично французским изяществом, доходчиво и легко. Фильм в наши дни приятно отличает отсутствие цинизма в разговоре о «семейных ценностях» при всех видимых внутри кадра цинизме и растлении. Гиньябоде долго была замужем и лично свидетельствует, что, снимая условный, почти фарсовый сюжет о нескольких семейных парах, собравшихся на уикенд на деревенскую свадьбу, не могла не использовать богатый личный опыт. Оттого-то на фильм у публики неожиданная реакция. Мужчины смотрят его с замиранием сердца, уверенные, что он снят для них и одним из них. Женщины сразу чувствуют руку единомышленницы и на общую картину инфантильных и на всех стадиях пробуксовывающих отношений смотрят с глубокой иронией. Гиньябоде весьма остроумно «героями» фильма сделала не те или иные человеческие фигуры, а сами «отношения». Правда и неправда связи мужчин и женщин до брака, во время брака, на стадии развода и сильно после брака всего лишь разложена на дюжину персонажей, на деле же это одна и та же связь. Благодаря такому решению Матильда Сенье, Катрин Аллегре, Миу-Миу, Жан Дюжарден и другие сыграли только детали, зато смешно и выразительно. Какой стервой бывает будущая свекровь, каким чужим – бывший муж, каким дураком – жених, какими лживыми – друзья. Супружеские измены – чуть ли не единственный смысл свадеб, и чуть ли не сто лет назад стало нормой, что вроде бы самый порядочный из гостей с сочувствием слушает обманутого мужа, только чтобы скорее вернуться к сексу с его обманщицей-женой. Диалоги афористичны, ситуации анекдотичны, но вообще фильм не против брака. Он против подмены большой любви мелким самолюбием, пусть в наши дни это больше не различают.



Ходячий замок

Екатерина ТАРХАНОВА

«ХОДЯЧИЙ ЗАМОК»/HOWL’S MOVING CASTLE/ (2004)
Российская премьера: 25.08.2005
Мировая премьера: 05.09.2004
Жанр: Анимация / Мелодрама / Сказка / Фантастика
Режиссер: Хаяо Миядзаки
Производство: Studio Ghibli/Dentsu Inc./Tokuma Shoten, 2004
Продолжительность: 119 мин.
Прокат: Централ Партнершип

Сделанный по мотивам фэнтези англичанки Дайаны Уинн Джонс, мультфильм японца Хаяо Миядзаки («Принцесса Мононоко», «Унесенные призраками») напоминает скорее фантасмагорию. Как «мир сбычи мечт», фэнтези не может описать всю мощь и значительность работы Миядзаки. В сказку про фей, ведьм, волшебников и духов вторглась на сей раз война с авианалетами, ковровыми бомбардировками, взрывающимися кораблями, вторглись также быт и нравы викторианской Англии. Сюжетная схема вроде бы та же, что прежде, – девочка попадает в волшебные обстоятельства и выпутывается из них, однако «волшебный» мир больше не отделен от «реального», все едино. Поэтому «Ходячий замок» взрослым смотреть даже интересней, чем детям. Дети будут задавать слишком много вопросов, взрослые так и не найдут большинства ответов. А Миядзаки делает просто максимально изменчивый, превращаемый мир, благодаря рисунку способный быть принципиально иным, чем наш. Там на обычной улице вдруг лезут из щелей огромные пиявки, одетые в сюртуки. Там железные самолеты летают на живых, оперенных крыльях. И сколько ни объясняй птичий облик волшебника Хоула фольклорными традициями, в итоге он все равно напоминает лермонтовского Демона – со всем его величием и смыслом. Откровенно анти-диснеевский, мультфильм ориентирован не на общечеловеческий здравый смысл, а на подсознание, на привлекательность тайны. В нем много юмора, но юмор не является истиной в конечной инстанции. Ею является красота, и у Миядзаки, вполне по Достоевскому, она побеждает явочным порядком. От созерцания рек, лугов и берегов в «Ходячем замке» невозможно оторваться. В самом замке-трансформере на курьих ножках каждому хотелось бы пожить. Но иллюзия ни на минуту не абсолютна – если сбывается хоть какая-то мечта, другая мечта тут же рушится. Вряд ли это закон только иного мира.

"