Posted 4 сентября 2005,, 20:00

Published 4 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:24

Updated 8 марта, 09:24

Золотой, как солнце, абрикос

Золотой, как солнце, абрикос

4 сентября 2005, 20:00
Каждая страна должна иметь свой международный киносмотр. В Армении тоже теперь есть такой – «Золотой абрикос». В июле он прошел во второй уже раз.

В прошлом году режиссер-документалист Арутюн Хачатрян, сценарист Микаэл Стамболцян и кинокритик Сусанна Арутюнян придумали и провели фестиваль «Золотой абрикос». Он стал смотром фильмов всех армян мира – рассеянные историей по разным странам, армяне объединены своей верой, своей надеждой и своим искусством. В пяти (!) конкурсах прошлогоднего фестиваля было продемонстрировано все, чего достигла нация за последние несколько лет в кино – игровом, неигровом, анимационном, видео, отдельно предъявили будущее – работы студентов и дебютантов.

Авторы из 35 стран, от Малайзии до Чили, прислали более полутысячи заявок на участие. 140 фильмов, вдвое больше, чем в прошлом году, игровых, неигровых, короткометражных и анимационных, были включены в основной конкурс и конкурс «Армянская панорама», а также распределены по специальным программам.

Абас Киаростами

Такой киносмотр можно устроить лишь при огромном энтузиазме и дружеской поддержке. Бюджет «Золотого абрикоса» не просто мал, а – непостижимо скромен; президент Московского международного фестиваля Михалков просто не поверил, что общий счет не превышает трех сотен тысяч долларов, а в реальности денег еще вдвое меньше. В частности, потому, что Армения до сих пор живет очень трудно: многие заводы стоят, мужчины – на заработках в России, последствия войны начала 90-х не преодолены окончательно – два года жили без света, газа, тепла и горячей воды; централизованное газоснабжение и горячая вода и сейчас не везде… Тем ценнее и правильнее амбиции Армении – показать себя всему миру и увидеть весь мир у себя; лучший способ тут – кинофестиваль. Он и начинается с освящения абрикосов. Солнечный луч падает на блюдо с ними, стоящее перед алтарем древней церкви Зоравор.

В финале Гран-при «большое» жюри под руководством Атома Эгояна единогласно присудило «Солнцу» Александра Сокурова, а спецприз – картине Ильи Хржановского «4». Господин Эгоян – признанный в мире режиссер армянского происхождения, живущий в Канаде, лауреат прошлогоднего «Золотого абрикоса» за свой «Арарат», – сказал мне, что две эти работы представляют российскую традицию кино в разных плоскостях. «Потрясающе глубокая картина Сокурова сделана человеком, у которого, может быть, самая сильная фантазия, а сам фильм снова открывает классицизм. Сочетание классической формы, деталей и исполнения дает возможность проникнуть в глубь истории. С другой стороны, оригинальность фильма «4», его невероятные шокирующие образы говорят об уникальном почерке молодого автора».

Атом Эгоян (в центре)

Российских картин было немало – кроме названных, еще «Мирная жизнь» Павла Костомарова и Антуана Каттина, «Свадьба тишины» Павла Медведева, «Тише!» Виктора Косаковского, «Итальянец» Андрея Кравчука, «Марс» Анны Меликян. Что обусловлено Годом России в Армении – акцией, быть может, в каких-то своих проявлениях и пафосной, но на самом деле – нужной и теплой. На спектакли Театра Образцова ломился весь Ереван; люди не куклы, чтобы враз забыть все, что связывает наши народы. Никите Михалкову был вручен приз за вклад в киноискусство, такой же получили еще два режиссера-классика – поляк Кшиштоф Занусси и иранец Аббас Киаростами.

Но главной звездой нынешнего «Золотого абрикоса» стал Аббас Киаростами – благодаря, в том числе и ему, иранское кино вот уже полтора десятка лет в мировой моде. Киаростами был открыт и благословлен Куросавой, а потом назван критиками «новым Росселлини» за картину «Где дом друга?» (1989). Необыкновенно обаятельный, хотя и отстраняющийся от надоедливого мира темными очками, 65-летний Киаростами покорил многих, без различия пола и возраста. Он представил большую ретроспективу, дополненную двумя фильмами его сына Бахмана; акцию назвали совсем по-сокуровски – «Отец и сын».

Директор Музея Параджанова Завен Саркисян устроил специально для Киаростами удивительное путешествие по тем местам, где великий Сергей Параджанов снимал «Цвет граната». Путь занял весь день, и, впечатленный Арменией и гостеприимством, Киаростами в итоге подарил свою фотовыставку целиком Музею Параджанова – признав, что «вообще-то скуп и никогда не дарит ни одной своей работы». А, кроме того, решил сюда вернуться – чтобы снимать фильм…

"