Posted 4 сентября 2005,, 20:00

Published 4 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:25

Updated 8 марта, 09:25

Джереми Айронс

Джереми Айронс

4 сентября 2005, 20:00
Я стою меньше, чем кажется!

– Режиссеры обычно предлагают мне роли, похожие на те, что я однажды уже играл, – говорит Айронс своим знаменитым бархатным баритоном. – Но мне неинтересно копировать свою работу в «Лолите» или где-то еще. Сейчас я с удовольствием соглашаюсь на небольшие характерные роли, потому что в свое время мало их играл. Например, в фильме Лассе Хальстрема о Казанове играю архиепископа Пуччи. Он, главный ватиканский инквизитор, прибывает в Венецию с предписанием поймать и заточить в тюрьму Казанову. А в «Царстве небесном» Ридли Скотта сыграл знаменитого военачальника Тиберия. Да и в картине «Театр» («Будучи Джулией») я играю то, что раньше играл в театре, но никогда в кино – изящного английского джентльмена с чувством юмора. В общем, пытаюсь изменить представление о себе, что не так-то просто, когда у вас сложилась определенная репутация. Скажем, мне хотелось бы сниматься у молодых режиссеров. Но они меня не приглашают, думая, что я неприступен и очень дорого стою. Но это не так!

– Вы блестяще играете сложных, противоречивых персонажей, раздираемых на части порочными страстями. Отец, влюбившийся в невесту сына в «Ущербе», дипломат, не ведающий, что его любовница – мужчина и китайский шпион в «М. Баттерфляй», Гумберт Гумберт…

– Съемки в кино – занятие весьма утомительное. И я соглашаюсь тратить на это время и усилия, только когда персонаж мне действительно интересен. Меня никогда не привлекали героические роли. Мне нравятся странные личности. Копаться в них куда увлекательнее.

– Вы по-прежнему считаете, что Гумберт Гумберт в «Лолите» – ваше главное актерское достижение?

– Так и есть. Набоков гениально написал этот характер, и мне нужно было вложить в него все, что я знаю и умею. Это ведь и комедия, и трагедия, и любовная история. Эта роль потребовала от меня больше, чем все остальные.

– «Оскар» что-то переменил в вашей жизни?

– Когда получаешь «Оскара», на тебя сразу набрасываются люди, которые в течение долгих лет не могли протолкнуть свои сценарии. Они считают, что если тебе понравится их проект, то это гарантия того, что его запустят в производство. Поэтому тебе постоянно шлют массу плохих сценариев.

– Не жалеете, что не переселились в Америку?

– Нисколько. Конечно, я мог бы быть более успешным, богатым и знаменитым, если поселился бы в Голливуде. Но жить в супермаркете – не по мне!

– Кажется, вы любите рисковать – и не только на экране, но и в жизни.

– Люблю. Это держит меня в тонусе. То, что многим кажется опасным, мне вовсе таким не кажется, потому что я знаю барьер риска, и никогда за него не переступаю. Опасно все, чем я увлекаюсь, – конная езда, парусный и лыжный спорт, байкинг. Все может случиться, все может пойти не так. Но мне нравится отвечать за свои поступки, нравится чувствовать озноб опасности. Это будоражит мне кровь. Анархия у меня в крови.

– До сих пор?

– Нет, последние 6 лет я больше времени, чем обычно, провожу дома. Потому и соглашаюсь на небольшие роли. Сейчас у меня есть заботы поважнее кино. Вот уже 6 лет я занимаюсь ремонтом средневекового замка в Ирландии, который приобрел в свое пользование. На ремонт, собственно, и уходит вся моя энергия. Я отреставрировал замок, который стоял в руинах с 1683 года!

– Вы не могли поручить этот процесс специалистам?

– Я слишком тщеславен, чтобы поручать это важное дело кому-нибудь другому. И я обожаю работать руками, в большом коллективе, как в кино... Собрал отличных рабочих из 40 человек – каменщиков, плотников, электриков, водопроводчиков – и засучил рукава.

– Государственные субсидии не пытались привлечь на реставрацию памятника архитектуры?

– Пытался, но эти бюрократы стали влезать в процесс, указывать, что и как делать. В результате я послал их подальше. Когда сам платишь за все, то делаешь все, как тебе хочется. Я говорил работникам: мы делаем джазовую вариацию на средневековую тему...

– И какая конкретно «работа руками» нравится вам больше всего?

– Люблю работать с деревом. Слесарить. Это очень помогало в моменты, когда деньги кончались, а ремонт нужно было продолжать.

– С чего вас потянуло на старину?

– А я вообще ужасный старьевщик. Ничего не выбрасываю, храню дома все свои сценарии, постеры, призы. Вот меч из фильма Ридли Скотта украсил недавно мою коллекцию реквизита. Но картины свои я не пересматриваю. Предпочитаю жить одним днем.

– В отличие от других актеров, вы живете с одной женой, актрисой Шинед Кьюсак, вот уже…

– 29 лет. Да, это долгий брак. И некоторые дни, проведенные в нем, были очень счастливыми. Секрета нашему долгожительству вместе никакого нет.

Просто нужно поставить задачу прожить вместе не всю жизнь, а каждый конкретный день. Продержаться один день – вот что важно. Как знаете, когда бросаешь курить, нужно продержаться без сигареты день, потом еще, еще...

– Расскажите о своих сыновьях.

– У меня их двое, Макс и Сэм. Максу – 17. Старший, Сэм, – профессиональный фотограф. У него авантюрный характер: он полгода преподавал английский в тибетском монастыре, год прожил в Индии. Актером быть не хочет ни тот, ни другой.

– Какой главный совет вы дали своим сыновьям, когда их воспитывали?

Айронс пожимает плечами:

– Не знаю. Научитесь быть счастливыми.

– А сами научились?

– Думаю, да. Я всегда занят. Всегда окружен людьми, которые меня любят и которых я сам люблю. Я научился понимать, что если не голодаешь и у тебя есть крыша над головой, не деньги делают тебя счастливее, а отношения с людьми и возможность испытать себя и выдержать это испытание. Жизнь очень коротка, но если использовать ее на всю катушку, можно быть очень счастливым человеком.



СПРАВКА

Джереми Айронс родился 19 сентября 1948 года в Англии. Учился в школе Старого Викторианского театра в Бристоле, потом работал в этом театре. В 1971 году переехал в Лондон, где работал в театрах Уэст Энда, снимался в телесериалах. В кино дебютировал в 1980 году в фильме «Нижинский» (сыграл Михаила Фокина). Сыграл в 50 фильмах, в том числе таких известных, как «Любовь Свана», «Миссия», «Связанные намертво», «Кафка». Играет на Бродвее. В 1990 году был удостоен «Оскара» за роль аристократа-убийцы Клауса фон Бюлова в фильме «Перемена участи». Женат на актрисе Шинед Кьюсак (снимался с ней у Бертолуччи в «Ускользающей красоте»).


ИЗБРАННОЕ

«Каллас навсегда» (реж. Франко Дзеффирелли, 2003)
«Лолита» (реж. Эдриан Лайн, 1997)
«Крепкий орешек-3» (реж. Джон МакТирнан, Рауди Херрингтон, 1994)
«Король-лев» (реж. Роджер Аллерс, Роб Минкофф, 1994)
«М. Баттерфляй» (реж. Дэвид Кроненберг, 1993)
«Ущерб» (реж. Луи Маль, 1992)
«Ускользающая красота» (реж. Бернардо Бертолуччи, 1982)
«Женщина французского лейтенанта» (реж. Карел Рейц, 1981)

"