Рус
Eng
О, счастливчик!

О, счастливчик!

5 сентября 2005, 00:00
Общество
Ксения Ларина («Эхо Москвы»)
Рядом с ним невозможно отсидеться, «откивать» (представляю, каково партнерам!) – чуть отстанешь от этого бешеного круговорота мыслей, ассоциаций, образов – и все, не догонишь и уже никогда ничего в нем не поймешь.

На его лице всегда выражение безмерного счастья. Вряд ли таким родился – такой взгляд на мир надо заслужить, заработать, завоевать. В какой-то момент надо просто устать защищаться, устать ждать подножек от судьбы и предательств от друзей, устать от тяжести камней и прочих булыжников на собственном сердце, устать выдавливать из себя раба, устать давить в этом рабе зависть и ненависть, устать грызть свое граненое одиночество, устать быть непонятым и непонятным… Счастье жить «первым планом» выпадает немногим. Это почти подвиг – в наше-то время. В таком случае, Виктор Иванович Сухоруков – безусловно, герой. Герой Настоящего Времени.

Народным артистом он стал на «Кинотавре» 92-го года – после конкурсного показа «Комедии Строгого Режима» – никому не известный режиссер Владимир Студенников и исключительно питерский, для тамошних гурманов – Виктор Сухоруков. Наисложнейшая в своей первородной простоте проза Довлатова задышала, зажила свободной экранной жизнью, сохранив свою удивительную иронию и парадоксальность. Имя Довлатова в ту пору было суперпопулярным, книги его расхватывались в мгновение, потому его первое упоминание в кино гарантировало успех – фильм растащили на цитаты, режиссера – разрывали на интервью, за артистами бегали стайки местных поклонниц, но с течением времени эта картина утеряла и автора и режиссера, оставшись в памяти народной «фильмом Сухорукова».

Но по-настоящему «счастливые дни» начались с прихода в его жизнь Алексея Балабанова. Балабанов вернул в наше кино актуальность, макнул всех носом в обгаженное отечество, как распустившихся котов, и в каждом своем фильме повторял с упорством воспитателя детской колонии – «смотри, что ты натворил, смотри, что ты натворил»... «Счастливые Дни», «Брат» и «Брат-2», «Про уродов и людей» – этапы социальных потрясений совпадали с этапами творческой судьбы Артиста. Кино такого пограничного состояния требовало иных героев – открытых, «безбашенных», свободных на каком-то «животном» уровне. Такому в институтах не учат. Это должно быть в крови, в натуре, как знак беды, как три шестерки в волосах. Так сформировалась «балабановская» труппа – Сергей Бодров-мл., Сергей Маковецкий, Виктор Сухоруков. Актеры, которым не только есть ЧЕМ играть, но и есть ЧТО сказать – вид уникальный, редкий, а попросту говоря – вымирающий.

В многочисленных интервью Сухоруков пугающе откровенен, абсолютно непредсказуем, безмерно щедр на чувства и эмоции. Он никогда не приходит просто поболтать – видимо, душа и мозг его работают круглосуточно. Рядом с ним невозможно отсидеться, «откивать» (представляю, каково партнерам!) – чуть отстанешь от этого бешеного круговорота мыслей, ассоциаций, образов – и все, не догонишь и уже никогда ничего в нем не поймешь. А понять ужасно хочется: из чего, из каких таких волшебных моторчиков сконструирован этот мощный двигатель, из чьих черт соткано это открытое смеющееся лицо – полумальчика и полудяденьки, возраст которого определить невозможно, как не дано узнать возраст ветра или моря…

За его спиной – масса глупостей, пьяных и трезвых скандалов, увольнений, метаний по свету. Он знает, что такое «дно» – он там был. Он и в армии был. И в сумасшедшем доме. Для кого-то такой опыт бесполезен, как бесполезны прочитанные книги и прожитые семьи. А Сухоруков со своей памятью общается как Скупой с запрятанными в сундуках драгоценностями – перебирает бережно, пересыпает из ладони в ладонь, любуется только ему одному понятной красотой, и глаза его светятся нездоровым жадным блеском.

«Так я, по горсти бедной принося,
Привыкну дань мою сюда в подвал,
Вознес мой холм – и с высоты его
Могу взирать на все, что мне подвластно.
Что не подвластно мне?»

На сегодняшний день вершиной его, безусловно, остается Павел Первый в фильме Мельникова «Бедный, бедный Павел». Роль, доставшаяся по наследству от гениального Олега Борисова. Роль, переломившая и перемоловшая уже сложившиеся стереотипы в их историческом восприятии. Актер и персонаж совершили знаковый в их судьбах поворот, который еще оценят потомки. Очеловеченный и очищенный от книжной политической шелухи император обрел свою вторую жизнь героическими стараниями артиста Сухорукова. Эта работа вывела его на качественно новый уровень – драматического таланта и человеческой индивидуальности. К моменту начала съемок Сухоруков знал о своем Павле практически все – от момента рождения до той страшной убийственной ночи. Он знал его привычки, его страхи, его тайные радости и грешные желания, он думал на языке Павла, он импровизировал, надевая на себя этот образ в своей повседневной жизни, режиссеру оставалось только одно – не мешать. Но где тот режиссер, что засунет в чужой рукав свои амбиции? Получилось то, что получилось, но мера ответственности Сухорукова видна на каждом крупном плане. Эта роль – Его завоевание.

При таком количестве киноработ как-то забылось, что Виктор – артист театральный. Его ленинградские успехи (театр Комедии, театр Балтийский Дом) не слишком заметны, его московские шумные удачи не слишком очевидны. Конечно, на него ходят – и на «Игроков» (антреприза Олега Меньшикова), и на «Лира» (Театр им. Вахтангова, роль Шута), и на «Человека из ресторана» (антреприза БОГИС, сценическая версия известного произведения, в его «немой» экранизации когда-то блистал Михаил Чехов). Каждая из московских театральных ролей могла бы стать событием, но актерский потенциал Сухорукова здесь почему-то был использован на четверть, а то и меньше. Получились какие-то заявки на роль, эскизы к ролям, рабочие наброски, и только. Конечно, с артистом такого уровня страшновато выходить на сцену, да и спектакль с его участием ставить небезопасно. Дистанция очень быстро обнаруживается – где ты, а где Сухоруков. Может, в этом причина?

Его манят фигуры неоднозначные, не раскрытые – Малюта Скуратов, Нестор Махно. Он уже сыграл и Павла, и Берию, и Хрущева, и Ленина. Он творит свою, авторскую историю государства Российского – и, чем черт не шутит, может, благодаря этой истории «от Сухорукова» мы, наконец, сможем ответить на вопрос – кто мы и куда идем.

* * *

«Да, я костёр. Господь, прости!
Я был плохим жильцом.
Себя сжигал и не гасил –
Я мнил себя творцом...»
В. Сухоруков

СПРАВКА

В 1978 году Виктор Сухоруков окончил ГИТИС (курс В.П. Остальского, педагог Л. Князева). На вступительных экзаменах читал отрывок с таким сумасшедшим жаром, что один из преподавателей осторожно заметил: «Этот либо ненормальный, либо гениальный». Учился он на одном курсе с Татьяной Догилевой и Юрием Стояновым, нынешним обитателем «Городка», получал в учебных спектаклях совсем не те роли, к которым себя когда-то готовил: педагоги медленно и верно перековывали его комедийное дарование в драматическое.

О своей личной жизни он говорит: «…Я бобыль. (Тяжко вздыхает). Но я к этому привык. Я уже бывал и в одиночестве, и в толпе, и любим, и презираем. Я судьбою размят, я пластичен, а это значит, я мудр, опытен».

С сайта http://actor-1.narod.ru/sukharukov.html


К моменту начала съемок Сухоруков знал о своем Павле практически все, от момента рождения до той страшной убийственной ночи. Он знал его привычки, его страхи, его тайные радости и грешные желания, он думал на языке Павла, он импровизировал, надевая на себя этот образ в своей повседневной жизни, режиссеру оставалось только одно – не мешать.


ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ

2005 год

«Не хлебом единым» Режиссер-постановщик: Станислав Говорухин. Виктор Сухоруков в роли генерал-майора Дроздова

«Первый после Бога» Режиссер-постановщик: Василий Чигинский. Виктор Сухоруков в роли матроса-акустика

«Жмурки» Режиссер-постановщик: Алексей Балабанов . Виктор Сухоруков в роли Степана

«Ночной продавец» Режиссер-постановщик и автор сценария: Валерий Рожнов. Виктор Сухоруков в роли маньяка-убийцы

2004 год

«Шиzа» Режиссер-постановщик: Гюльшад Омарова. Виктор Сухоруков в роли доктора

«Богиня: Как я полюбила» Режиссер-постановщик и автор сценария: Рената Литвинова. Виктор Сухоруков в роли отца

2003 год

«Бедный, бедный Павел» Режиссер-постановщик: Виталий Мельников. Виктор Сухоруков в роли Павла I

«Теория запоя» Режиссер-постановщик: Наталья Погоничева. Виктор Сухоруков в роли шофера

«Театральный роман» Режиссер-постановщик: Юрий Гольдин и Олег Бабицкий. Виктор Сухоруков в роли Филиппа Филиппыча Тулумбасова

«Антикиллер» Режиссер-постановщик: Егор Михалков-Кончаловский. Виктор Сухоруков в роли Амбала. Премия «Созвездие» за роль второго плана (Виктор Сухоруков)

«Сказ про Федота-стрельца» Режиссер-постановщик и автор сценария: Сергей Овчаров. Виктор Сухоруков в роли «То-Чего-Не-Может-Быть»

2000 год

«Брат-2» Режиссер-постановщик и автор сценария: Алексей Балабанов. Виктор Сухоруков в роли Виктора Багрова

1999 год

«Про уродов и людей» Режиссер-постановщик и автор сценария: Алексей Балабанов. Виктор Сухоруков в роли Виктора Ивановича

1997 год

«Все мои Ленины» Режиссер-постановщик: Харди Вольмер. Виктор Сухоруков в роли Ленина и в роли Ивана

«Брат» Режиссер-постановщик и автор сценария: Алексей Балабанов. Виктор Сухоруков в роли Виктора Багрова

1994 год

«Замок» Режиссер-постановщик: Алексей Балабанов. Виктор Сухоруков в роли Иеремии

1992 год

«Комедия строгого режима» Режиссер-постановщик и автор сценария: Михаил Григорьев, Владимир Студенников. Виктор Сухоруков в роли Зуева-Ленина

1991 год

«Счастливые дни» Режиссер-постановщик и автор сценария: Алексей Балабанов. Виктор Сухоруков играет роль «Он»

1989 год

«Бакенбарды» Режиссер-постановщик: Юрий Мамин. Виктор Сухоруков в роли Виктора

1978 год

«Летняя поездка к морю» Режиссер-постановщик: Семен Аранович и Аркадий Тигай. Виктор Сухоруков в роли раненого матроса (все эпизоды с участием Виктора Сухорукова вырезаны из окончательного варианта фильма)

1973 год

«С тобой и без тебя...» Режиссер-постановщик: Родион Нахапетов. Виктор Сухоруков в роли члена комсомольской ячейки (все эпизоды с участием Виктора Сухорукова вырезаны из окончательного варианта фильма)


НАГРАДЫ

2003 год

«Бедный, бедный Павел» – «Золотой овен», «Ника», «Листопад» (Минск), «Амурская осень» (Благовещенск), «Литература и кино» (Гатчинский фестиваль) за лучшую мужскую роль. Номинация на фестивале «Золотой орел» за лучшую мужскую роль

1997 год

«Все мои Ленины» – Премия «Культуркапитал» министерства культуры Эстонии, премия «Полярная звезда» в номинации «лучший актер года» за роль Ленина. Специальный приз за исполнение главной роли на МКФ «Балтийская жемчужина» в Риге

1992 год

«Комедия строгого режима» – Приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале «Созвездие-92». Приз за лучшую мужскую роль на третьем Фестивале российского кино в Онфлере (Франция)

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter