Posted 4 августа 2015,, 21:00

Published 4 августа 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:40

Updated 8 марта, 03:40

Координатор движения «Общество синих ведерок» Пётр Шкуматов

Координатор движения «Общество синих ведерок» Пётр Шкуматов

4 августа 2015, 21:00
С 10 августа на 75 улицах внутри Бульварного кольца начнет действовать так называемый прогрессивный тариф на платную парковку. С 8 утра до 8 вечера первый час стоянки будет по-прежнему стоить 80 рублей, а вот второй и все последующие – 130 рублей. По мнению чиновников, такая мера поможет разгрузить парковки в центре го

– Пётр, на ваш взгляд, прогрессивный тариф на парковку действительно поможет разгрузить трафик в центре города?

– Если бы спрос на транспортные услуги подчинялся бы правилам спроса, скажем, на шоколадки (когда чем больше их потребляют, тем больше производят), то, конечно, количество парковочных мест стало бы больше, и центр бы разгрузился. Но спрос на транспортные услуги не подчиняется этим закономерностям. Там работают другие механизмы. Если вам очень нужно ехать в центр, вы поедете и заплатите даже большие деньги за пользование парковками. Тем не менее ничего кроме, скажем так, перехода денег из одного кармана в другой эта мера не даст. Просто автомобилисты будут платить больше за то же самое. Поначалу, вероятно, мы увидим от этого какой-то толк. Я на днях проходил мимо парковки, которая сразу после ввода платы была абсолютно пустой, а сейчас там нет мест. И я уверен, что так происходит не из-за того, что люди нашли какую-то лазейку бесплатно стоять, а просто из-за того, что они адаптировались к новым условиям. Аналогичная судьба ждет и проект повышения цены парковки на улицах внутри Бульварного кольца.

– Получается, проблему с парковками лучше решать грамотной организацией, а не повышением стоимости услуги?

– Конечно. Управление стоимостью не работает в долгосрочной и среднесрочной перспективе. Работает только лишь предоставление вариантов, когда людям дается некая альтернатива для того, чтобы где-то хранить свой автомобиль. В долгосрочной перспективе люди готовы платить разумные деньги за хранение авто. Но сейчас таких мест просто нет.

– Первый проректор МАДИ Павел Поспелов предложил создать такие условия, чтобы человек просто не ездил в центр города.

– А еще можно ввести налог на бедность. Бедным быть станет невыгодно и все станут богатыми... Есть люди, которым действительно нечего делать и они ездят на машине в центр города скоротать время, но таких автомобилистов давно из центра прогнали. В результате там остались люди, которым либо по статусу положено передвигаться на автомобиле, либо те, кто там работает, либо местные жители. Можно, конечно, еще ужиматься. Однако есть так называемый уровень неснижаемого спроса, который снизить еще больше просто невозможно, ибо дальше – только конфискация автомобиля или другая жесткая мера. И отрицание самого факта наличия неснижаемого спроса, когда человек готов платить чуть ли не любые деньги за парковку в центре, как раз приводит к ненужному противостоянию между автомобилистами и столичной мэрией. Отрицание самого факта необходимости для человека приехать на автомобиле в ту или иную часть города, дескать, пересаживайтесь чуть ли не на гужевой транспорт, в корне не верно. Это только раздражает людей, но не приводит к тому, что они ищут альтернативные пути передвижения. К тому же альтернатив по сути и нет.

Возле комплекса «Москва-Сити» прогрессивная тарификация уже действует.

– Есть мнение, что парковочные места в центре города делают недешевыми для того, чтобы в сердце столицы могли прибывать только представители элиты.

– Да, есть предположение, что центр города расчищается для чиновников, которые, естественно, не платят за парковку. А даже если и платят, то все равно из бюджетных средств. Но комизм ситуации заключается в том, что если сложить все ведомственные автомобили федеральных и московских чиновников, которые расквартировываются в историческом центре Москвы, то окажется, что их в несколько раз больше, чем число доступных парковочных мест. Условно говоря, чиновники тоже попали под раздачу. Причем не их личные, а именно служебные автомобили, к которым раньше относились как к неприкосновенной священной корове. На мой взгляд, идет политика вытеснения любых автомобилистов из центра. Таким образом, там останутся только самые богатые и «блатные». Но это, понятно, не приведет к порядку, скорее, наоборот. Потому что, когда на одно место претендуют десять автомобилей – это создает очень нестабильную конфигурацию.

– Утверждается, что введение платных парковок помогло разгрузить центр города. Это на самом деле так?

– Нет, конечно. Если вам нужно проехать через центр насквозь, то это сделать стало проще. А вот приехать в центр и остановиться там на какое-то время стало на порядок сложнее. Раньше парковочных мест в центре было (вместе с дворовыми территориями, обочинами и так далее) около 100 тыс., а сейчас – порядка 20 тыс. на все Садовое кольцо. Плюс эвакуаторы и штрафы за неправильную парковку.

– А что может дать расширение зоны платной парковки за пределы ТТК?

– Это может стать большой ошибкой, которая приведет к возрастанию социальной напряженности в обществе. Если для введения платных парковок в центре и даже внутри ТТК существовали хоть какие-то основания, то для введения платной парковки, условно говоря, в Жулебино никаких разумных оснований нет.

– В чем, на ваш взгляд, главная проблема платных парковок?

– Платные парковки сами по себе – всего лишь инструмент, который применяют в различных странах. Вопрос лишь в том, как его применяют и для чего. В той же Америке платные парковки применяются не для того, чтобы обосновать нехватку парковочных мест и нежелание их строить, а для того, чтобы увеличить оборачиваемость парковочных мест. Там нет необходимости сдирать деньги с водителей. Они как бы намекают, дескать, уважаемый, пожалуйста, паркуйся здесь ненадолго, освободи место для других. Во многих странах недолгая парковка чаще всего бывает бесплатной. Там просто не считают нужным собирать какие-то копейки за часовую или даже двухчасовую стоянку. Платная парковка сама по себе не создает парковочные места. Решает проблему строительство подземных, механизированных надземных парковок для разных категорий – для краткосрочного и среднесрочного хранения автомобилей. К сожалению, этого не делается, и проблема загоняется в тупик. И от того, что повышается цена на парковку, парковочных мест больше не станет, а машин меньше не станет. И весь этот неснижаемый спрос очень быстро даст о себе знать именно в плане увеличения хаоса на дороге.

"