Posted 4 августа 2008,, 20:00

Published 4 августа 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:50

Updated 8 марта, 07:50

Это не к бобру

Это не к бобру

4 августа 2008, 20:00
В конце минувшей недели сразу несколько дачников Подмосковья обнаружили свои участки подтопленными. Обильные осадки, продолжавшиеся последние несколько дней, тут ни при чем. Просто за последнее время стремительно увеличилось поголовье подмосковных бобров, которые устраивают запруды и в итоге подтопляют территорию фазен

С начала лета 11 тыс. бобров регулярно портят жизнь подмосковным дачникам. Животные существенно проредили деревья, украшавшие речные берега, а также построили несколько запруд, из-за которых повысился уровень водоемов. Все это и привело к подтоплению коттеджей. «До XIV–XV веков подтопленные леса вдоль малых рек были типичными для Восточной Европы, – рассказал «НИ» специалист программы «Траффик» Всемирного фонда дикой природы Алексей Вайсман. – Потом поголовье бобров резко уменьшилось, а люди осушили земли. Сейчас все возвращается в исходное состояние».

Руководство Минсельхоза уже успело принять некоторые меры в связи с бобриной атакой. В ведомстве решили «существенно увеличить лимит изъятия бобра в сезоне охоты 2008–2009 годов, организовать добычу этих животных в первую очередь в местах, расположенных вблизи населенных пунктов и дачных участков». Особо активных охотников планируется поощрять. Впрочем, эксперты сомневаются, что этот пламенный призыв существенно изменит ситуацию. «Для того чтобы отстреливать бобра, необходимо получить лицензию, – говорит г-н Вайсман. – Но для многих она недоступна. Не столько по финансовым причинам (стоит она 60 рублей), сколько по административным. Охотнику, а на бобров охотятся сельские жители, придется потратить не один день, чтобы съездить в райцентр, найти специалиста и добиться от него выдачи документа».

И ладно, если овчинка, то есть в данном случае «бобринка», стоила бы выделки! «Сейчас никто не хочет выкупать лицензию на отстрел этих животных, потому что это невыгодно, – рассказали «НИ» в ФГУ «Центрохотконтроль». – Пушно-меховую продукцию российского производства практически не покупают: бобриные шкурки из США и Канады намного лучше». Кроме того, добавляют эксперты, бобриный мех вообще малоактуален. Отчасти из-за активной деятельности зоозащитников, отчасти – из-за сложной выделки. «Мех это не дамский, а мужчины в последнее время бобровыми воротниками не увлекаются, – пояснил «НИ» Алексей Вайсман. – Бобриная шкурка не поддается кустарной выделке, потому что у него очень толстая мездра, и ее надо обрабатывать на специальном оборудовании, иначе шапка будет пудовой. А охотиться на зверька довольно сложно. Получается, что это все слишком накладно».

Куда выгоднее охотиться на других четвероногих вредителей – кабанов, которые топчут и едят взошедшие овес и пшеницу. Впрочем, сейчас их поголовье относительно невелико. А каких-нибудь 20 лет назад они по ночам громили помойки на окраинах Москвы. Еще одни «дикие вредители» – волки, из-за которых страдает экономика Тверской, Костромской и Новгородской областей. Про то, как вредят полям и огородам крысы и вороны, можно и не упоминать.

По мнению экспертов, винить во всем исключительно «размножившихся тварей» нельзя. Как минимум половину ответственности за урон сельскому хозяйству несут сами люди. «Например, в том, что люди страдают от набегов кабанов, виноваты сами фермеры, которые неграмотно определили территории под засев, – рассказал «НИ» Алексей Вайсман. – Конечно, кабан будет на поле наведываться, если оно, как аппендикс, в лес углубляется, да еще и засеяно не клевером или кукурузой на силос, а вкусной пшеницей. Или в случае с волками: жители скотину в лес гулять отпускают, а потом удивляются, что ее съели».

Но если методы борьбы с нашествием этих животных хотя бы известны, то что делать с новыми, завезенными видами, совершенно неясно. Поскольку естественных врагов на территории у вида нет, он начинает бесконтрольно размножаться. С такой проблемой на днях столкнулись в Самарской области. В лесах появился черный еловый усач. Когда лесники обнаружили жука, они не поверили своим глазам – этот вид водится только в Сибири. Для деревьев он все равно, что колорадский жук для картошки. За короткое время жучок способен полностью загубить хвойное дерево. «Жук делает в стволе дырки радиусом более 1,5–2 сантиметров, превращая в труху 25% внутренностей дерева», – сообщили «НИ» в лесничестве. Сейчас специалисты пытаются выяснить, как усач попал в леса. А пока на территориях, где обнаружен короед – Красноярском, Похвистневском и Клявлинском районах – введен карантин. Зараженные сосновые леса обрабатывают химикатами, а поваленные деревья убирают.

ПРОБЛЕМА ЖИВОТНЫХ-ВРЕДИТЕЛЕЙ АКТУАЛЬНА ДЛЯ ЛЮБОЙ СТРАНЫ МИРА

Так, в феврале из-за бобров едва не разразился международный скандал. Они построили плотину через реку Котра на белорусско-литовской границе, из-за чего территории Литвы грозило затопление. Страны долго спорили, чьему бобру – белорусскому или литовскому – принадлежит авторство постройки. В итоге плотину просто демонтировали, а бобров переселили. В Латвии бобры несколько раз устраивали миниатюрные потопы, а в прошлом году было отмечено четыре случая нападения этих животных на людей.
От забегов зубров и кабанов по полям страдают фермеры Белоруссии и Украины. Харьковские фермеры на днях даже попросили местную администрацию спасти их от кабанов. Животные вытоптали почти четверть урожая, нанеся колоссальный ущерб сельскому хозяйству Украины.
В прошлом году от животных пострадали австралийские фермеры. Небольшие городки подверглись нашествию диких верблюдов, ищущих воду. Помимо того, что «караваны пустыни» перепугали мирных жителей, так еще и сожрали всю растительность, которую удалось обнаружить на грядках. В том же году оголодавшие слоны обратили в бегство сотни жителей деревень индийского штата Трипура. Гиганты практически полностью вытоптали банановые плантации и разрушили несколько домов.

"