Posted 5 июля 2018,, 13:38

Published 5 июля 2018,, 13:38

Modified 7 марта, 16:54

Updated 7 марта, 16:54

Олег Шеин: "У нас есть шанс не поднимать пенсионный возраст"

Олег Шеин: "У нас есть шанс не поднимать пенсионный возраст"

5 июля 2018, 13:38
Фото: facebook.com/photo.php?fbid=10217268319879222&set=a.3903458104103.2176395.1208731602&type=3&theater
Депутат Государственной Думы Олег Шеин считает, что в России нет никакого "демографического провала", а есть огромные резервы, чтобы не поднимать пенсионный возраст. Для этого надо, например, вывести из тени миллионы работников "серого сектора", снизить безработицу и убрать налоговые льготы для крупных компаний.
Сюжет
Пенсии

"Если работник трудится на стройке, но оформлен неофициально, он такой же работник, создающий прибавочный продукт, - говорит Олег Шеин. - Это не его вина, а беда, что он работает неофициально. Он гораздо больше достоин пенсии, чем клерк где-нибудь в офисе "Газпрома" или любом другом учреждении, который имеет официальные трудовые отношения, но при этом никакого реально прибавочного продукта не создает. Давайте мы эти 30 миллионов работников России, которые работают неофициально в сегменте экономики, работниками считать не будем - мы к этим махинациям нечистоплотным не станем прибегать.

Реальное число работников в России на сегодняшний день, не считая безработных, 77 миллионов человек. Из этих 77 действительно отчисления в Пенсионный фонд осуществляют только 43,5 миллиона человек. Но причина – это неолиберальное законодательство, принятое в свое время по инициативе Михаила Касьянова, с кем я дебатировал еще в 2000 году, когда отняли право на профсоюз, право на забастовку, расширили долю срочных трудовых договоров.

Поэтому первое, с чего должны начать, – нет никакого в ближайшие 18 лет демографического провала, оправдывающего повышение пенсионного возраста. Есть действительно огромная доля неофициально занятых людей, и надо легализовать этот труд.

Вторая вещь, что касается финансовой стороны. В России очень низкие затраты на пенсионное обеспечение. Затраты не надо мерить из бюджета, бюджет не является индикатором, потому что экономика может быть большая, а бюджет маленький. Если бюджет искусственно уменьшен по отношению к национальной экономике, это означает только одно, что к этому бюджету искусственно уменьшены издержки на медицину, образование, пенсии, все социальные расходы. Это есть бюджет, как было до 1914 года, полицейского государства, где деньги тратятся только на двор, на жандармерию, на полицию, на армию, но денег не хватает на все остальное.

Поэтому если мы посмотрим расходы в национальной экономике, в России они крайне низкие. На сегодняшний день издержки на пенсии составляют 7,5% к ВВП, в то время как в странах Восточной Европы нигде не ниже 9–13%, в Польше, Португалии – 14%, в Италии – 16,5%. Это означает в переводе на нормальный язык, что при другом распределении национального продукта при этой же экономике, которая у нас сегодня есть, Пенсионный фонд можно смело увеличить примерно на 4 триллиона рублей, никакого обвала не произойдет.

Повторю еще раз: в России заниженный бюджет, это связано с заниженным налогообложением крупного капитала. Маленький бизнес и ряд производственных сегментов имеют свои проблемы, но если мы посмотрим в целом на налогообложение к национальной экономике, то мы увидим, что она непозволительно низкая, и она продолжает снижаться.

Сто лет назад для того, чтобы государство работало, было достаточно налогообложения на уровне 10% - хватало на армию, двор, полицию, жандармерию, чиновников. Когда начался ХХ век, налогообложение крупного бизнеса резко возросло и составляло на пике где-то около 50% в странах первого мира. В итоге верхушка поумерила свои аппетиты, но возник средний класс и возникла возможность финансировать социальные направления, что и дало как раз развитие в течение ХХ века. Сегодня в странах Европы доля налогов к ВВП порядка 45%, в Китае 36%, в России 32%. И по плану правительства предполагается снижение до планки 28%. Ежегодно из федерального бюджета раздается до 10 триллионов рублей налоговых льгот. Если бы налоговых льгот не было, доходы в федеральный бюджет были бы 25, а они у нас 15. Есть компании, которые полностью имеют освобождение от налогов до 2095 года.

Понятно, у кого-то горит бизнес, он не может это все выдерживать, но у гораздо более крупных участников рынка налоговый внутренний офшор, полное освобождение. Я уже не говорю про офшорные дочки государственных корпораций. Поэтому в России заниженное налоговое обложение крупного капитала, соответственно, очень низкий бюджет, в планах правительства снижать его и дальше. И вот все эти комбинации на предмет того, что внутри этого маленького бюджета много денег на пенсионеров, давайте их еще уберем — это к теме этих всех жонглирований цифрами.

Уже сегодня на рынке, это исследования ВЦИОМа, вполне государственного агентства, доля безработных составляет порядка 10%. Еще порядка 10% - это доля полубезработных, то есть неполная занятость. Это означает уже на сегодняшний день рынок рабочую силу отчуждает, она ему не нужна, она лишняя на рынке, она не востребована. Более того, по данным Росстата в прошлом году официально минус 50 тысяч рабочих мест. По данным Титова за последние несколько лет минус 5 миллионов рабочих мест. Это объясняет, почему с пенсии, которая 12 тысяч рублей в Российской Федерации, люди последними деньгами делятся, помогают своим детям - это помощь в нищете, от бедности к нищете".

"