Posted 5 мая 2020,, 06:36

Published 5 мая 2020,, 06:36

Modified 7 марта, 15:12

Updated 7 марта, 15:12

Обман как норма: интернет- торговля в период пандемии вышла из-под контроля

Обман как норма: интернет- торговля в период пандемии вышла из-под контроля

5 мая 2020, 06:36
Введённые в период эпидемии ограничения позволили работать лишь крупным магазинам, предлагающим товары первой необходимости. Кризис как лакмусовая бумажка показал, кто есть кто в российской торговле.

Ирина Грацинская

Услуги интернет-магазинов стали в условиях самоизоляции частью быта. Речь не только о доставке продуктов. К примеру, дистанционная учёба в школе не отменила потребность в тетрадках, карандашах, ручках, красках и в прочей «канцелярке». К тому же у детей, которые большую часть времени проводят дома, возникает потребность в движении. Прыгалки, обручи, мячи - все это есть в «Детском мире», продукцию которого правительство отнесло к товарам первой необходимости. Вот только получить эти самые товары первой необходимости не так-то просто.

...Если честно, тратить один из двух пропусков, положенных в неделю, на поездку в «Детский мир» не хотелось, и я начала заказывать ребёнку товары через интернет-магазин «Детский мир» с курьерской доставкой. Её стоимость – 199 рублей. Но как-то так стало получаться, что сформированный небольшой заказ все время дробился пополам. Его привозили в несколько заходов несколько курьеров, каждому из которых надо было заплатить 199 рублей.

Последний случай подорвал мое терпение. На майские праздники за отличную учебу я пообещала дочке небольшой подарок. Это не было что-то сверхъестественное: смешные пазлы, прыгалки и обруч. Заказ был сформирован. Внизу - поле: «Пожелания по заказу». Я как обычно попросила об утренней доставке, чтобы сделать дочери сюрприз. Хотя надежды на это «чудо», по опыту, практически не было.

Курьер из «Детского мира» появился лишь после 15 часов. Но ребёнок все равно был рад, что подарки наконец-то привезли. Дочка ждала у двери. Женщина-курьер передала нам коробку и бегом ринулась к лифту, но я попросила её остаться до проверки содержимого. Вскрыв упаковку, мы обнаружили всего 2 подарка: пазлы, к тому же совсем не те, которые выбрал себе в качестве подарка ребёнок, и прыгалки. Обруча не было. Разочарованию дочери не было предела… Курьерша среагировала на произошедшее спокойно: "Наверное, заказ как обычно разбили. Остальное вам привезет другой курьер… Да, за отдельную курьерскую плату, конечно!". И вручила мне накладную, в которой действительно значилось всего 2 товара. Когда я попыталась выяснить причины неполной доставки, курьерша лишь развела руками: «Я вообще-то не курьер, я косметолог по профессии. Я вынуждена тут работать курьером, потому что салоны красоты сейчас закрыты. А куда ещё идти? И другому курьеру тоже хочется заработать, а заказов мало».

Все мы понимаем нынешнюю «аховую» ситуацию на рынке труда. Люди ищут работу, где могут, хватаются за любую возможность, чтобы заработать. Но почему при этом надо залезать в карман к покупателю и обманывать его?

Как выяснилось, подобная ситуация не только со службой доставки товаров «Детского мира». Дробление заказов и заработок на дополнительной курьерской доставке стал принципом многих работающих сейчас магазинов.

Из отзывов в соцсетях.

Людмила Ливанская : «С "ОБИ" то же самое, только ещё и заказы "приезжают" не в оговоренные дни. Могут через неделю - две».

Lesya Zakatnova: " Точно так же на Беру.ру. Хотела заказать там шампунь и бисер. Моментально все разбилось на два заказа. С отдельной оплатой на каждый. Причина - товар на разных складах и поступит разными доставками. Причем я бы поняла, если бы отдельно прислали бытовую химию и бисер. Но нет. Часть его в первой доставке, часть во второй".

Самое некрасивое в моей истории то, что «Детский мир» фактически манипулирует родителями, понимая, что для ребёнка они пойдут на все и согласятся на любые условия доставки – лишь бы ребенок был доволен. Даже переплатят.

Для несведущих сразу поясню: дозвониться ни на «горячую линию», ни по каким-то другим телефонам «Детского мира» невозможно. Вам включат автоответчик, который сообщит, что все необходимую информацию вы можете найти на сайте магазина, затем предложат дождаться ответа оператора и включат музыку. Если очень повезет – минут через 5 ответит оператор. Но не радуйтесь: вам ответят, что к заказам этот оператор не имеют никакого отношения. Вот, собственно, и все.

Честно говоря, такой откровенный пофигизм по отношению к покупателям и детям постепенно начал выводить из себя, и я решила обратиться к юристу, чтобы понять, на каких основаниях можно предъявить претензии «Детскому миру».

«Сама форма составления заказа предполагает манипуляцию со стороны магазина. Форма заказа составлена не корректно. В ней не указано, возможно, специально, что заказ будет доставлен полностью. Не указано и то, что в случае невозможности доставки заказа полностью по вине магазина покупатель должен будет лишь однократно оплачивать курьерскую доставку. У порядочного продавца так никогда не бывает, - рассказала «НИ» адвокат Любовь Гончарова. – В данном случае налицо нарушение условий передачи товара, недобросовестность продавца и плохо организованные контакты с потребителями. Невыполнение заказа в полном объеме – это , в общем, показатель порядочности магазина и проявление отношения «Детского мира» к своим покупателям. Видимо, этот магазин уверен в том, что в сложившихся условиях ограниченной торговли к его услугам все равно будут прибегать, поэтому позволяет себе некорректное отношение к покупателю и манипуляцию с заказами. Особенно некрасиво это потому, что речь идет о детях»,- комментирует Любовь Гончарова.

Потерпевших в результате манипуляций магазинов с интернет-заказами оказалось немало. Вообще, формы обмана покупателей продавцами поражают своим разнообразием и изобретательностью.

Вот, например, из отзывов о «бесконтактных интернет-заказах» в Wildberries»: «Особенно понравилась фраза "мы сделали доставку бесплатной при ЛЮБЫХ условиях". Нужно было набрать товаров на сумму не менее 1500 рублей… Ради интереса добавила в корзину товар и решила нажать на пункт бесконтактной доставки. И что вы думаете, порог увеличился до 2000 рублей! Это разве не обман? Поправьте меня, если я неправильно понимаю слова "бесплатная доставка при любых условиях" – пишет одна из покупательниц.

Еще из отзывов о «бесконтактной курьерской доставке" Wildberries.

«5 дней жду не дешевый товар, оплатила на сайте, каждый день пишут «привезем», телефон курьера убрали, я понимаю, что карантин и всем нелегко, но сколько это будет продолжаться?»

«С 30.03 не могут доставить товар… А они вообще существуют или можно забыть про товар и деньги?»

Обман, безнаказанность, манипуляции деньгами интернет- покупателей в системе торговли – все это проявила самоизоляция. Зато теперь стало предельно понятно, куда после окончания карантина точно не надо ходить за покупками.

"