Posted 4 мая 2006,, 20:00

Published 4 мая 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:15

Updated 8 марта, 09:15

«Здесь неплохо, хоть и одиноко»

«Здесь неплохо, хоть и одиноко»

4 мая 2006, 20:00
Чтобы узнать, как живется сегодня немногочисленному чеченскому казачеству, репортер «НИ» отправился на праздники в «нашу Россию». Так в республике называются северные районы, самые тихие, где никогда не было активных боев. Выяснилось, что молодые русские давно разъехались кто куда, а остались старики – «доживать век на

Едем в Шелковскую, в райцентр, что в 80 километрах от Грозного. В этом степном районе две дюжины русских станиц и хуторов. У автостанции в станице Шелковской встречаюсь с Дашо Магомедовой – Наташей, как ее называют местные. Она чеченка, но, к удивлению многих, вот уже шестой год возглавляет русский центр народного творчества. Наташа станет нашим гидом по району, в котором по статистике живут 3800 представителей русскоязычного населения. «Люди ни на что особо не жалуются, – говорит Наташа-Дашо, – понимают, что сейчас тяжело не только здесь, но и по России в целом».

Семидесятилетняя баба Надя с 1957 года живет в станице и со слезами вспоминает времена, когда работала в колхозе и растила детей. Сейчас дети разъехались по России, а она осталась с мужем Алексеем, с сыном и с внучкой Олей, которая учится на программиста в Кизляре. «Мой сын иной раз заявляет, что надо уехать отсюда, но я отвечаю: когда я помру – делай, что хочешь. Я отсюда никуда не уеду. Мне и здесь неплохо, хоть и одиноко. Тут мои корни, могилы близких…»

Сегодня в немногих казачьих дворах можно встретить детей.
Фото: РАМЗАН ГУЦИЕВ

В Шелковской стоит дом депутата парламента Чечни, коренного терского казака Юрия Лоскова, который тоже приглашает нас в гости. Он сетует: «Теперь в Грозном, если не считать солдат-федералов, вы редко встретите прохожего со славянской внешностью. Но, надо сказать, отток русских начался еще в советское время. И потом еще были три года при Масхадове...». «А здесь, – продолжает депутат, – все нужно преобразовывать. В первую очередь надо восстановить церковь».

Церковь пока заменяет небольшой молельный домик, в котором раньше располагался пункт проката. Литургию служат иногда священники из Кизляра или из ближайшей воинской части.

«Вы занимаетесь в парламенте вопросами границы и межнациональными проблемами, – спрашиваю депутата. – Вам бы хотелось, чтобы Шелковской и другие северные районы были переданы Ставропольскому краю?» «Нет, я против, как и другие шелковчане. Мы хотим остаться в составе Чечни».

"