Рус
Eng
Их оставалось только четверо: как исчезают малочисленные народы

Их оставалось только четверо: как исчезают малочисленные народы

5 апреля 2019, 13:39Общество
Если исчезает язык, вместе с ним исчезает народ.

Представители саамов, коренного народа, живущего в Мурманской области, обратились в ООН с жалобой на действия регионального правительства. Они пожаловались на передачу пастбищных земель совхоза в долгосрочную аренду Белгородскому охотничьему клубу, сообщает Newsru.com

В обращении утверждается, что аукцион на право пользования землёй был проведён без согласования с коренным населением, компактно проживающим на данной территории. В результате было нарушено гарантированное Федеральным законом право на свободное использование земель, необходимых для традиционного хозяйствования.

Саамы обвиняют чиновников в статей международной конвенции о коренных народах и Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, пишет «Новая газета», уточняя, что земли на реке Поной, где проходят пути миграции северного оленя и находятся места зимовки беременных самок лося, были переданы охотничьему клубу «БЭЗРК» этой зимой.

Ранее саамские активисты обращались с аналогичной жалобой в администрацию президента России, но не получив помощи решили обратиться в ООН.

Саамы (или саами, лапландцы, кильд) - это малочисленный финно-угорский народ, который на Руси издавна именуют «лопарями». От этого слова и происходит название Лапландия, то есть «земля лопарей». Благодаря своей крайней малочисленности (около 1770 человек по данным на переписи 2010 года), саамы имеют отчетливую национальную самоидентификацию. Основными занятиями саамов издавна являются оленеводство, рыболовство, морская и сухопутная охота.

Саамы - не самые малочисленные, есть в России «народы» всего в несколько человек. По данным переписи населения от 2010 года, кроме саамов нашу страну тогда населяли следующие малочисленные народы:

алеуты (482 человека),

алюторцы (данных нет, в 2002 году было лишь 12 алюторцев),

вепсы (5936 человек),

долганы (7885),

ительмены (3193),

камчадалы (1927),

кереки (всего 4 человека),

кеты (1219),

коряки (7953),

кумандинцы (2892),

манси (12269),

нанайцы (12003),

нганасаны (862),

негидальцы (513),

ненцы (44640),

нивхи (4652),

орочи (596),

ороки/уйльта (295)

селькупы (3649),

сойоты (3608),

тазы (274),

теленгиты (3712),

телеуты (2643),

тофалары/тофа (762),

тубалары (1965),

тоджинцы (1858),

удэгейцы (1496),

ульчи (2765),

ханты (30943),

челканцы (1181),

чуванцы (1002),

чукчи (15908),

чулымцы (355),

шорцы (12888),

эвенки (37843),

эвены/ламуты (22383),

энцы (227),

эскимосы (1738),

юкагиры (1603).

Интересно то, что на территории, которые исторически принадлежат этим народам находится подавляющее большинство залежей полезных ископаемых, обнаруженных в России. То есть по сути, все российские нефть и газ, а также золото, медь и т.д. принадлежат именно этим народам... Которые, впрочем, вымирают.

О горькой судьбе одного такого народа, о кетах, написала пост в ФБ активист Клавдия Дуалетова-Атласова: «Этот пост я снова посвящаю кетам, но и другие малочисленные народы в нём увидят свою историю.

Наши бабушки, дедушки говорили только на родном языке, но их детям пришлось непросто, тогда была введена интернатская система обучения, результатом которой были не только плюсы, но и нанесен ущерб народу и всем его следующим поколениям.

Из воспоминаний моей тети:

В интернате детям запрещали говорить на кетском языке, всех обязывали говорить на русском. Услышав кетскую речь, говорили это невежество, некрасиво, стыдили и наказывали - запирали в чулан с грузом на руках и даже били.

Так кетские дети перестали говорить на родном языке, а следующее поколение уже не слышало кетскую речь. Достаточно убрать одно звено, чтобы прервать цепочку. Так же и в преемственности поколений.

Кетский язык относится к енисейской семье языков. Это изолированный язык. Ни один народ не говорит на похожем языке. Из родственных кетам народов, относящихся к енисейской языковой семье, были такие народы как арины, ассаны, котты, пумпоколы, юги. Все эти народы вымерли (!!!), остались только кеты.

Сегодня численность кетов менее 1000 человек, носителей языка - единицы. Стоит угроза исчезновения и языка, и народа.

Если исчезает язык, вместе с ним исчезает народ. И когда нет защитников своих прав, хозяев земли, это удобно, например, власти (в нашей стране или регионах власть не для народа, как в идеале оно должно быть). Также замечаю, что представителей коренных народов уже часто воспринимают как чужих, понаехавших.

Важно говорить о том, как на самом деле было и есть. Даже если специально искореняли культуру, пытаться сохранить то, что еще возможно. Возрождать культуру, знать свои корни, чтобы новый кет, т.е. человек не был потерянным в этом мире.

Этот пост о проблемах кетского народа, но возможно откликнутся и напишут представители других коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Ведь так было не только у кетов. Для примера достаточно вспомнить судьбу индейцев Америки.

Эмоционально тяжело, но важно поднимать такие темы. От себя, сдержанной в чувствах, не ожидала такого итога: дописала со слезами...».

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter