Posted 5 марта 2021, 09:31
Published 5 марта 2021, 09:31
Modified 7 марта, 13:53
Updated 7 марта, 13:53
Активисты Архнадзора обнаружили начатые работы по сносу исторического здания 1 марта. По их данным, работы проводятся без разрешительной документации. К утру 2 марта была полностью уничтожена дворовая пристройка, частично снесено левое крыло основного здания, в котором располагалась училищная домовая церковь святого Александра Невского. 4 марта десятки активистов Архнадзора пытались блокировать выезд второго экскаватора, в надежде замедлить снос. Однако первый экскаватор продолжил его ломать со двора. На место была вызвана полиция.
Вечером 4 марта сотрудники полиции задержали пятерых гастарбайтеров и заверили, что работы остановлены по предписанию ОВД. К этому времени от дома частично сохранялся объем церкви. Однако с наступлением темноты, по информации Архнадзора, снос продолжился. К концу дня здание было уничтожено до первого этажа.
«Того объема, в котором когда-то находился храм в восточном крыле, его больше не существует. Те, кто поставил себе цель уничтожить историческое здание, свою задачу выполнили, пользуясь тем, что городские власти не спешили помочь защитникам здания», — отметил в разговоре с «Новыми Известиями» член координационного совета Архнадзора Константин Михайлов.
К слову, Архнадзор проинформировал о происходящем Объединение административно-технических инспекций Москвы и городской департамент культурного наследия, но никакой помощи от них не получил. Помимо того, что, предположительно, у исполнителя работ не было разрешительной документации на снос, так рядом с местом работ не было даже информационного щита. Это является нарушением установленного в Москве порядка производства строительных работ и работ по сносу зданий. По словам Михайлова, кирпичи штукатурки во время сноса летели на тротуар, угрожая безопасности людей.
Здание училища принца Петра Ольденбургского не имеет статуса памятника истории и культуры, но находится на территории объединенной охранной зоны объектов культурного наследия. Также здание находится в близком соседстве со знаменитыми памятниками московского классицизма — Слободским дворцом и Фанагорийскими казармами. Церковь Св. Александра Невского была освящена в 1882 году. Ее главка видна на дореволюционных фотографиях в левой части фасада по Бригадирскому переулку. В советское время, когда в здании располагалась Военная академия химической защиты, росписи бывшего храма сбили, но стены церковного помещения сохранились.
«Тревогу вызывает утрата здания, так как оно создавало исторически подлинную среду, необходимый градостроительный фон. Теперь возникает угроза новой застройки на этом участке. Те проекты, что мы видим, они как будто с луны прилетели — абсолютно не учитывают ни исторического контекста района, ни соседства памятников — такое нагромождение объектов в стиле хай-тек», — подчеркнул Михайлов.
По данным Архнадзора, здание сносится ради проекта развития МГТУ имени Баумана. Там должен появиться Биомедицинский центр и Центр транспортно-биологических систем. «Правительство Москвы и МГТУ имени Баумана, видимо, считают, что уцелевшие кварталы и участки исторической застройки Немецкой слободы еще недостаточно изуродованы сносами и новым строительством в ХХ веке. Например, в двух шагах от Фанагорийских казарм», — отмечают активисты.
«Большая беда в том, что все это, к сожалению, становится известно, когда уже снос начинается. Все решения — о сносе, застройке, развитии — принимаются где-то за закрытыми дверями, неизвестными нам людьми без обсуждения с краеведами, историками, представителями общественных организаций, жителей района», — говорит Михайлов.
Член Архнадзора напомнил, что во времена мэрства Юрия Лужкова работал экспертно-консультативный совет при главном архитекторе. По его словам, иногда совет создавал видимость работы, а иногда действительно разворачивал настоящую дискуссию вокруг важных вопросов. «В нынешней Москве нет ничего, чтобы можно было обсудить важные архитектурные проекты. Совета, который я упомянул, уже давно нет, работа комиссии правительства Москвы по градостроительству в зонах охраны объектов культурного наследия была прекращена, созданный после президентского поручения общественный совет при департаменте культурного наследия фактически не функционирует — последний раз собирался в середине 2019 года. То есть, исполнение президентского поручения просто саботируется в Москве. Мы откатились во времена 70-х годов, когда у нас градостроительные проекты и решения были засекречены», — пояснил Михайлов.
Общественник отметил, что активистам крайне сложно остановить снос, когда на место приезжает экскаватор, а городские органы, которые могли бы указать на нарушения и прекратить работы, этого не делают. «А когда объект будет уничтожен, можно просто развести руками и сказать, что ничего уже не поделаешь. Это очень дико выглядит для 2021 года, когда на портале „Активный гражданин“ на голосование выносится вопрос, в какой цвет покрасить дверные ручки. А такие большие проекты со сносом исторических домов где-то секретно обсуждаются и согласовываются», — добавил Михайлов.
Алексей Пичугин — правнук купца Ивана Филимонова, который был попечителем училища и ктитором церкви Александра Невского, назвал происходящее «семейной трагедией». «В семье хранится и старинная икона, которую 30 августа 1898 года прапрадеду вручили, скорее всего, здесь, прямо в здании училища. […] Удивительно, что сегодня здание училища принца Ольденбургского сносят не городские власти, а другое учебное заведение с вековыми традициями. Но, для нынешнего руководства МГТУ им. Баумана история района уже чужая», — отметил Пичугин.
Получить оперативный комментарий от МГТУ им. Баумана не получилось. Нужные специалисты не подходили к телефону. «НИ» направил запрос в вуз. Еще один запрос направлен в комитет по архитектуре и градостроительству Москвы. В пресс-службе департамента культурного наследия Москвы комментарий по ситуации не предоставили, сославшись на то, что здание училища не является объектом культурного наследия.
Добавим, что пользователи Сети негативно отнеслись к ситуации со сносом здания училища, в котором находилась домовая церковь Невского:
«Ужасно, что сносят, страшно, что бауманка в этом участвует», — пишет irina.n.
«Этому нет объяснения. Буквально в нескольких метрах стоит уродливое здание 70-годов фиолетового цвета. Почему его не снести и не строить на его месте все что душе угодно», — не понимает librettotalvez.
«Какое светлое будущее вы хотите построить, снося историю?!», — спрашивает moskovskymuravey.
«Спасибо [Архнадзору] за защиту! Позор руководству университета!», — добавил master_disaster.
«Режут по живому, ломают, уничтожают, ни стыда, ни совести, ни исторической памяти, только доллары в глазах…», — отметила ekulikova.broker.
«„Подарок“ к 800-летию святого князя Александра Невского в виде сноса посвященного ему храма выглядит кощунственно», — считают в Архнадзоре.