Posted 4 марта 2011,, 21:00

Published 4 марта 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 02:12

Updated 8 марта, 02:12

Кабинет психолога

Кабинет психолога

4 марта 2011, 21:00
Менталитетом не вышли

На протяжении веков российское общество будоражат два «проклятых» вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?». Эти вопросы объединяют в ложную взаимодополняющую связку, хотя никакой логической связи между ними нет. Первый вопрос – инфантильно-патриархальный, второй – деятельностно-перспективный. Но центром приложения энергии и интеллектуального потенциала общества пока что оказывался именно первый вопрос, а на решение второго не оставалось ни времени, ни сил.

Причина этого – российский менталитет. Из-за него происходит «пробуксовка» реформ, а значительная часть населения ностальгирует по «сильной руке», проявляет инфантилизм и социальную апатию. В менталитет наших граждан заложены «блокадное сознание», когда Россию воспринимают как страну, вечно окруженную врагами; «социальная ксенофобия», когда постоянно ищут «врага внутреннего» – представителей «эксплуататорских классов», «вредителей» и «агентов влияния», а также «беззаконопослушность» – игнорирование требований закона в частной жизни и абсолютное непротивление государственному произволу любого уровня. Еще одна черта менталитета – отказ заботиться о личном благополучии и благосостоянии.

Навязываемые государственной пропагандой патологические установки попадают на благодатную почву, подготовленную задолго до государственного переворота в октябре 1917-го. Все перечисленные составляющие были представлены и в ментальности «православного царства», что показали исследования академика Артура Петровского. Выражение «англичанка гадит» в XIX веке употребляли все чиновники и военные независимо от должности и уровня образования. Незыблемые устои империи денно и нощно подтачивали «мартинисты», «масоны» и все те же «агенты влияния». «Правосознание» выражалось в более чем красноречивых пословицах и поговорках: «Закон что дышло – куда повернешь, то и вышло», «Прав не тот, кто прав, а у кого больше прав», «Что мне законы, были бы судьи знакомы». Отношение же к личному благосостоянию и материальному достатку отражали некрасовский образ «купчины толстопузого» и опять-таки пословицы и поговорки, такие как «От трудов праведных не наживешь палат каменных».

Укорененность в массовом сознании и в коллективном бессознательном перечисленных стереотипов способствовала их очередной актуализации в последнее десятилетие. Исследования социологов показывают связь между высокими самооценками публики, вновь утверждающейся в своем великом прошлом и необыкновенных национальных достоинствах, и нарастающей ксенофобией, изоляционизмом, невротическим отказом сравнивать себя и другие страны, особенно те, которые считаются «нормальными», то есть благополучными. На публичную сцену вернулись фигуры «врага» – американцы, НАТО и бандиты-кавказцы. Такой тренд способствовал приходу к власти выходцев из спецслужб, армии и других силовых структур, составлявших костяк милитаризованного советского общества.

Социолог Лев Гудков отмечал, что «чем выше уровень ненависти и ущемленной агрессивности, тем выше демонстрируемое доверие президенту, армии и спецслужбам и тем уверенней и оптимистичней чувствует себя российское общество». Выявлена еще одна характерная особенность российского менталитета – склонность к пассивности и тотальной зависимости от государства и власти. Эта особенность – глубинная психологическая причина постоянного «соскальзывания» общества к авторитаризму, изоляционизму и ксенофобии.

Вместе с тем, как показывают результаты современных социально-психологических исследований, в России формируется другая, позитивная ментальность у значительной части молодежи, а также у части взрослого населения. Происходит противоречивая и потенциально конфликтная трансформация менталитета – от пассивного традиционно-патерналистского к активному инновационно-деятельностному. И тогда центр приложения сил сместится от первого «проклятого» вопроса ко второму.

Валерий ИЛЬИН, профессор кафедры психологии управления Московского городского психолого-педагогического университета

"