Posted 4 марта 2010,, 21:00

Published 4 марта 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:05

Updated 8 марта, 07:05

Банановый вихрь

Банановый вихрь

4 марта 2010, 21:00
Наши журналисты продолжают следить за тем, как меняются цены на продукты в Москве. За февраль наш условный продуктовый набор подорожал на 8,5%. Прибавка более чем чувствительная, особенно если учесть, что в январе стоимость корзины «НИ» в среднем практически не изменилась. Любопытно, что то же самое происходило и год н

Сравнение начала прошлого и нынешнего годов порождает стойкое ощущение дежавю. Совершенно спокойный январь (в прошлом году корзина «НИ» подорожала в среднем на 0,5%, в этом – на 0,3%) и следом – бурный февраль (6,8 и 8,5% соответственно). При этом общую ценовую шкалу вверх потянули опять бананы: в 2009-м средняя цена народного фрукта России выросла на 35%, на этот раз – на 49%. Понятно, что-то тут не так, однако не будем торопиться с выводами.

Как выясняется, причины банановых атак на столичных едоков разные. В прошлом году, когда в феврале заметно дорожали практически все импортные продукты, мы все вместе расплачивались за плавную девальвацию рубля. За ввоз в страну того, что мы сами не выращиваем и не производим, платятся в основном доллары. «Зеленый» тогда, как мы помним, сильно поднялся в цене, оставив рубль внизу, и мы просто не могли этого не почувствовать, приобретая импортные товары, в том числе продукты. На этот раз курсовые игры ни при чем. С одной стороны, Эквадор, главный мировой поставщик бананов, с начала года поднял цены на этот фрукт. По экспертным оценкам, в среднем процентов на 30. С другой – один из крупнейших мировых производителей бананов, входящий, кстати, в российский холдинг, в декабре – январе практически на месяц приостановил поставки из этой южноамериканской страны, где он закупает до 85% товара. Бананы же плывут к нам по морю, поэтому отечественный рынок почувствовал это с некоторым опозданием.

Почему это случилось, для потребителя не так уже важно (по одной версии, компания отказалась выполнять контракты из-за демпинга со стороны конкурентов, по другой – сбыта не нашло то, что уже было завезено ею в конце прошлого года). Для него важно то, что проблемы компании, которая 70% своего товара поставляет в Россию и контролирует более трети нашего бананового рынка, вылились в очень заметный рост розничных цен. Кстати, эксперты оценивают объемы этого рынка в РФ в 900 млн. долларов в год. Страна, уверяют они, потребляет примерно 1 млн. ящиков некогда экзотического фрукта в неделю. Эксперты уверены, что с поставками проблем не будет, все наладится. Однако возврата цен на бананы к прежним уровням, по их прогнозам, возможно, придется подождать до апреля, а то и до мая.

Но, к счастью, не бананом единым жив наш человек. Правда, что касается других продуктов, входящих в наш условный набор (а их более двух десятков), то и они в большинстве своем с точки зрения цен радости столичным потребителям не принесли. Подешевели лишь яблоки, бескостная говядина и макаронные изделия. На весьма скромные 5, 2 и 1% соответственно. И это средний результат по пяти торговым точкам, который конкретные покупатели вполне могли и не заметить. Например, на то же мясо заметно снизилась цена только на Преображенском рынке, тогда как во всех других местах она выросла. Примерно та же история и с макаронами, и с яблоками. Так что любые средние итоги и цифры относительны.

Не изменилась средняя цена только на растительное масло. Все остальное в разной степени подорожало. Банановый рекорд было побить трудно, тем не менее весьма заметно ударили по карманам москвичей свежие огурцы (+34%), развесная селедка (+23%), морковь (+20%) и популярный белый батон под названием «Нарезной» (+13%). Кстати, если уж мы сравниваем ситуацию с прошлым годом, то тогда пятерка лидеров ценового роста выглядела иначе. В нее кроме многократно упомянутых бананов входили водка «Столичная», апельсины, сливочное масло и сахарный песок. Что для потребителя нужнее и важнее, судить не беремся – о вкусах, как известно, не спорят. Отметим лишь, что общий февральский итог год назад был для москвичей почти на 2% менее болезненным с точки зрения трат на питание.

Что нам ждать от марта? Точный прогноз, увы, не сможет дать никто. Но если судить по опыту прошлых лет, первый весенний месяц расправляется с нашими кошельками не так беспощадно, как февраль. В марте 2009-го общая стоимость продовольственной корзины «НИ» поднялась в среднем лишь на 0,7%. Годом ранее – на 1,5%. Попробуйте угадать, какой продукт задавал тогда ценовой тон. Правильно, бананы, которые подорожали на 22%. Хочется верить, что свою квоту они в этом году уже выбрали. Что же до других цен, то будем надеяться, что сложившуюся мартовскую традицию щадить покупателя они не нарушат и в этот раз.

СТОИМОСТЬ ПРОДУКТОВ НА 28 ФЕВРАЛЯ 2010 ГОДА

"