Posted 5 февраля 2018,, 11:37

Published 5 февраля 2018,, 11:37

Modified 7 марта, 17:09

Updated 7 марта, 17:09

Оптимизация ОМС: государство увеличит эффективность медицины

Оптимизация ОМС: государство увеличит эффективность медицины

5 февраля 2018, 11:37
Минфин, Центробанк РФ и крупные страховые компании обсуждают перспективы реформы системы обязательного медицинского страхования. То есть сейчас в России идет дискуссия об оптимизации системы обязательного медицинского страхования, уверен заведующий кафедрой менеджмента РЭУ им. Г.В.Плеханова, профессор Константин Ордов.

«На текущий момент эта проблема для России не является острой, поэтому у нас есть определенное время для того, чтобы в данном вопросе выработать оптимальное решение. Все это связано с проблемой снижающихся доходов федерального бюджета и дефицитом возможностей увеличить финансовую поддержку медицины», - рассказал Ордов в беседе с ФБА "Экономика сегодня".

Тем не менее, как замечает эксперт, наше государство постоянно подтверждает обязательства по выполнению всех социальных программ, поэтому неудивительно, что сегодня в России просчитываются варианты для оптимизации таких расходов. «Все это следует из того, что государство не собирается отказываться от своего статуса гаранта минимального набора медицинских услуг, которые любой гражданин России может получить, находясь в любой точке нашей страны. При этом, в России происходят и негативные процессы – сокращается количество деревень, возрастает проблема с доступностью медицины, что требует новых затрат и увеличивает весь комплекс проблем данной отрасли», - констатирует эксперт.

Все это коррелирует с тенденцией, что все большее количество медицинских услуг становится платным – даже в бюджетных учреждениях, поэтому это и есть та проблема, которую в данном вопросе хочет решить российское правительство.

«В то же время, чтобы решить эту проблему – необходимо понять, сколько услуг должно быть гарантированно со стороны государства и сколько на это потребуется средств. В то же время, нужно исходить и из того, что государство в рамках этой системы является в первую очередь источником для доплаты «разницы», - резюмирует Ордов. На практике, как и с Пенсионным фондом России, федеральный бюджет в гражданской медицине просто компенсирует тот ежегодный дефицит, который имеют эти структуры между своими реальными расходами и доходами. «Ведь в рамках обязательного медицинского страхования с российских граждан собираются налоги – каждый из работников в России делает отчисления со своей заработной платы в этот фонд. Понятно, что эти взносы не вычитаются из заработной платы, а их делает работодатель, но все равно – это стандартный налоговый пакет физических лиц. После этого на данные средства и оказываются медицинские услуги населению, а дефицит доходов и расходов покрывает федеральный бюджет», - заключает Ордов.

И здесь нельзя пройти мимо проблемы, что эти взносы платят далеко не все граждане России – достаточно вспомнить про то, что где-то треть зарплатного фонда в России находится в теневой экономике. Вследствие этого, некоторые граждане вообще ничего не платят в фонд ОМС – из-за этого и были предложения обложить обязательным налогом официально неработающих. «Число таких работников нетрудоспособного возраста достаточно велика – достаточно посмотреть ту информацию, которую постоянно публикует Минтруд, в которой говорится о целых 15 процентах. Эти люди не платят налоги в федеральный бюджет, но, при этом, пользуются полным пакетом стандартных социальных услуг», - констатирует Ордов.

Это ставит серьёзные задачи перед государством, которое должно обеспечить хотя бы минимальный, а лучше – комфортный уровень медицинских услуг для граждан, но которое не дополучает для этого целевых налоговых доходов, что является серьёзной проблемой для отечественного бюджета, особенно в эпоху экономических неурядиц. «Из-за этого и возникает необходимость сделать структуру доходов российской медицины сбалансированной. Это нужно для того, чтобы не бюджет здесь доплачивал, а нашлись какие-то другие дополнительные источники доходов. На практике все это может привести к некоторому увеличению налогового бремени на медицину», - резюмирует Ордов.

Естественно, это только часть возможного решения, поскольку даже большее количество денег не решит эту проблему по той причине, что отечественная гражданская медицина с экономической точки зрения недостаточно эффективна. «В этом плане страховые компании могут стать эффективным инструментом, поскольку они являются коммерческими организациями и по этой причине больше заинтересованы в получении финансового результата. Это на практике означает оказание качественных и относительно недорогих услуг. Соответственно, здесь, если они сэкономили – разницу оставляют себе, а если потратили больше, то ничего не получают и все издержки покрывают ссобственными средствами», - заключает Ордов.

Другой вопрос, что речь идет о медицине, причем в такой специфической стране, как Россия, поэтому для того, чтобы ввести даже рудименты таких мер в данную систему, нужно все рассчитать и тщательно взвесить любые «за и против».

«В любом случае, бюджетные средства никогда не расходуются высокоэффективно, если речь не идет о каком-то особом прокурорском надзоре и прочем в этом духе. Так что, с одной стороны разговор идет об увеличении налоговых выплат, а с другой – в переложении части ответственности на негосударственные структуры», - констатирует Ордов.

"