Posted 4 февраля 2014,, 20:00

Published 4 февраля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:41

Updated 8 марта, 04:41

Ствол проблемы

Ствол проблемы

4 февраля 2014, 20:00
Вчера депутат Госдумы Виктор Пинский предложил ужесточить уголовное наказание за халатность при хранении оружия. Днем ранее с инициативами, направленными на ограничение оборота оружия, выступили коллега Пинского Владимир Жириновский, который призвал запретить хранение оружия дома, а также парламентарии Мосгордумы, пред

Как заявил во вторник первый зампред комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Виктор Пинский, трагедия со стрельбой в московской школе указала на необходимость ужесточить уголовное наказание за халатность при хранении оружия: «У школьника был доступ к оружию. Это говорит о том, что оно хранилось с нарушением правил. Очевидно, что наказание за такое преступление необходимо ужесточать».

Ранее с похожим предложением выступила глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. Она высказалась за «ужесточение контроля за хранением оружия и максимальным ограничением его распространения на территории страны».

Трагедия в московской школе породила и другие инициативы, направленные на ограничение продажи и пользования оружия различных видов. Так, лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил запретить гражданам держать оружие дома. По его мнению, хранить все виды оружия, кроме травматического, следует в специальной камере в отделе полиции.

Еще более неожиданное предложение высказали депутаты Мосгордумы: они предлагают проверять на вменяемость всех членов семьи гражданина, обратившегося за лицензией на оружие. А глава комиссии столичного парламента по образованию Виктор Кругляков заявил, что если небрежное хранение огнестрельного оружия привело к гибели людей, то его хозяина необходимо лишать свободы, а не штрафовать по соответствующей статье 224 УК РФ, как сейчас.

Эксперты называют инициативы депутатов поспешными: случай в школе №263 нельзя назвать однозначным, и вина владельца карабина – отца школьника – пока очень сомнительна. Полковник милиции в отставке адвокат Евгений Черноусов пояснил «НИ», что отцу мальчика можно вменить небрежное хранение огнестрельного оружия, только если он оставил сейф открытым либо положил ключи на видном месте: «Если школьник взломал сейф или украл ключи, то ответственность будет нести только он».

Различные законодательные инициативы, направленные на ужесточение хранения и перевозки оружия, предлагались все последнее время. На прошлой неделе был опубликован приказ главы МВД Владимира Колокольцева, согласно которому торговать оружием в России теперь может только юридическое лицо после долгих и многочисленных проверок. Обычный гражданин теперь не сможет продать оружие соседу или в магазин, а сможет только сдать за вознаграждение в полицию.

Эксперты предполагают, что приказ Колокольцева приведет к сокращению свободной продажи оружия, а следовательно – к росту его стоимости. Одобряют эту инициативу далеко не все.

Житель Москвы Сергей Воронов и его отец – охотники с многолетним стажем. Среди оружия, которое используют мужчины, – гладкоствольные ружья и нарезные карабины. Все эти предметы они либо купили с рук, либо получили по дарственной. «Примерное соотношение цены ружья в магазине и с рук – 100 на 50», – пояснил «НИ» Сергей Воронов. По словам охотника, новый приказ создаст им дополнительные сложности: «Сомневаюсь, что в полиции будут давать по 60–70 тысяч за охотничье ружье, как его можно продать сейчас». Охотники уверены, что новый приказ нарушает закрепленное законом право на продажу своей собственности.

Пока не известно, за какую цену полицейские будут скупать оружие у населения, говорит «НИ» полковник внутренней службы в отставке Сергей Петров: «Предполагается, что в разных регионах будут разные суммы. Возможно, будут подарки в виде бытовой техники либо электроники». Не исключено, что в регионах, где оружия много (например, в СКФО), цена будет выше, чем в остальных. Все сданное оружие по идее попадает в экспертно-криминалистический отдел МВД, а затем отправляется либо на переплавку, либо в музей.

Координатор движения за легализацию короткоствольного нарезного огнестрельного оружия «Право на оружие» Мария Бутина в беседе с «НИ» полагает, что инициатива министра Колокольцева приведет к росту рынка нелегального оружия: «Это известная во всем мире закономерность: когда растет рынок легального оружия, сокращается рынок нелегального, и наоборот».

Судя по статистике, «закручивание гаек» в области оборота оружия уже дало свои результаты. Так, по данным МВД, в 2013 году количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, по сравнению с 2012 годом возросло на 1,8% и составило 27 тысяч. А количество фактов хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ возросло более чем на 10%. Сейчас самое большое число преступлений по данной категории отмечается в Дагестане, Свердловской, Московской областях, в Санкт-Петербурге и Москве. Российская полиция разыскивает свыше 220 тыс. стволов, из которых 70 тыс. – нарезные.

Есть у МВД и другая статистика: в России всего 2% законно приобретенного оружия используется для совершения преступлений. Это, как правило, убийство в состоянии аффекта или превышение пределов необходимой самообороны. В уличных ограблениях, разбоях, заказных убийствах легальное оружие почти не фигурирует.

Бороться с убийствами и другими преступлениями путем ограничения продажи легального оружия бессмысленно, уверены эксперты. Как рассказал «НИ» полковник милиции в отставке Игорь Турнин, 70% убийств в России происходят на бытовой почве и в состоянии алкогольного опьянения: «Наиболее частые орудия – кухонные ножи, вилки, топоры, осколки от бутылок».

Ужесточение правил хранения и перевозки оружия ни к чему не приведет, говорит «НИ» инструктор по стрельбе, член Федерации практической стрельбы РФ Сергей Дубров: «Законы и так достаточно жестки. Другое дело – необязательность их исполнения».

Население же продолжает активно вооружаться. По словам начальника управления организации лицензионно-разрешительной работы столичного ГУ МВД Николая Боева, в последнее время в Москве наблюдается усиленный спрос на травматическое оружие. Сейчас на руках у москвичей находится более 500 тыс. единиц оружия, включая охотничье, при этом продажи оружия увеличиваются в среднем на 5% в год.

У многих решение купить оружие созрело после трагического случая, который произошел или едва не произошел с ними. Так, жительница Москвы Наталья Кондрашкина купила травматический пистолет «Оса» после того, как таксист ограбил ее и попытался изнасиловать. Девушка рассказала «НИ», что для того, чтобы оформить все необходимые документы, ей понадобилось более трех месяцев: «Из полиции постоянно «отправляли», говоря, что документы представлены не все или заполнены неправильно».

Часто сотрудники полиции сознательно мешают гражданам получать разрешение на ношение или торговлю оружием, утверждает сторонник легализации оружия Мария Бутина: «Чем меньше у россиян в руках легального оружия, тем проще установить за ними контроль».

НЕМЦАМ ДЛЯ ПОКУПКИ ОРУЖИЯ НУЖНО ДОКАЗЫВАТЬ, ЧТО ИХ ЖИЗНЬ ПОД УГРОЗОЙ

Трагические происшествия, связанные с использованием подростками огнестрельного оружия, время от времени сотрясают Германию. Так, в 2009 году 17-летний подросток в городе Виннендене открыл беспорядочную стрельбу в школе, а затем на улице. Прежде чем сам преступник погиб в перестрелке с полицией, он успел застрелить 15 человек – школьников, учителей и случайных прохожих. Оружие он взял у своего отца, которым тот владел совершенно легально.
В Германии примерно 60% тяжких преступлений совершаются с применением огнестрельного оружия, причем лишь 3% – с помощью оружия, которое легально зарегистрировано. Легальных стволов в Германии около 10 млн., нелегальных на руках у населения, по оценкам полиции, вдвое больше.
Право на приобретение спортивного огнестрельного оружия у немцев появляется в 21 год, хотя заниматься в спортивных стрелковых клубах дети могут с 12 лет. Перед покупкой оружия нужно получить справку из полиции об отсутствии судимости и заключение психолога, который будет нести ответственность, если приобретатель оружия совершит неадекватные поступки. Охотники и спортсмены-стрелки обязаны пройти специальный курс по обращению с оружием. Это требуется даже для ношения газовых и стреляющих холостыми патронами пистолетов.
Немецкой полиции дано право без предупреждения проверять, как выполняются правила хранения оружия. Пренебрежение этими правилами влечет за собой уголовную ответственность. По данным опросов, до 70% немцев выступают за полный запрет хранения огнестрельного оружия дома. Закон о владении оружием был серьезно ужесточен в 2008 году. С тех пор запрещено даже ношение на улице электрошокеров, а на пистолеты и винтовки, переделанные из огнестрельных в пневматические, требуется специальное разрешение.
Разрешение на владение огнестрельным короткоствольным оружием возможно получить лишь тогда, когда заявитель докажет, что его профессиональная деятельность связана с опасностью для жизни. Продажа же многозарядных винтовок частным лицам запрещена.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен

"