Posted 4 февраля 2010,, 21:00

Published 4 февраля 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:03

Updated 8 марта, 07:03

Бутерброд стабильности

Бутерброд стабильности

4 февраля 2010, 21:00
Уже второй год подряд январь щадит столичных потребителей. В первые дни 2009-го условный набор «НИ», в который входят продукты 23 наименований, слегка подешевел. На этот раз он подорожал всего на 0,3%, но поскольку мы оперируем целыми числами, будем считать, что цена нашей корзины не изменилась. Символом прошедшего мес

Росстат подсчитал: за январь инфляция выросла на 1,7%. Журналисты «НИ», которые уже три года ведут мониторинг цен на продукты питания, с цифрами в блокнотах уверяют: редакционная корзина в среднем не изменилась в цене. Парадоксально, но правы и те, и другие. Официальная статистика учитывает в своих расчетах и продовольственные, и непродовольственные товары, и услуги, и тарифы. А ведь только ЖКХ и транспорт «выстрелили» в начале года так, что мало не показалось никому. Наши же коллеги внимательно смотрят на ценники лишь на некоторые виды продовольствия и лишь в пяти торговых точках Москвы. Так что суровую потребительскую действительность мы не лакируем, но воспринимаем ее порой по-разному.

Когда в прошедшем декабре корзина «НИ» подорожала сразу на 14%, мы предположили, что торговля отыграла таким образом уже объявленное к тому времени повышение коммунальных тарифов. И были совершенно правы. Январь показал: подорожавшие тепло, вода, электроэнергия и прочие услуги, без которых не обходятся ни производители, ни продавцы, были включены ими в цены продуктов загодя, поэтому никакого существенного скачка в первом месяце года и не было. Ровно то же самое случилось и год назад, когда наш редакционный продуктовый набор после традиционного декабрьского ценового прыжка в январе вообще умудрился подешеветь.

Еще одно интересное наблюдение: наше ценообразование сильно подвержено влиянию не только инфляционных ожиданий (описанный выше упреждающий подъем – классическое тому доказательство), но и календарно-праздничных. Это наглядно демонстрирует произошедшее в январе значительное удешевление свежих огурцов и апельсинов. В конце декабря огурцы подорожали в среднем вдвое (точнее – на 96%). Некоторые магазины не постеснялись даже поднять на них цены на 250%. Средняя прибавка по апельсинам составила тогда 12%, но в отдельных точках цены на цитрусы подскакивали в полтора раза. И вот в морозном январе оба продукта сбрасывают в среднем 26 и 22% соответственно. Нежданно-негаданно вырос среди зимы новый урожай? Резко увеличились поставки? Эксперты ни о чем подобном не говорят. Но если даже такое допустить, чтобы сбить цены сразу не четверть, необходим огромный дополнительный вброс этих товаров на рынок.

Наша торговля легко обходится без этих заморочек. Просто свежие огурцы в советские времена считались за новогодним столом особым шиком. Кто постарше, помнит: такие длинные, с невыраженным вкусом, но наполнявшие особым свежим запахом всю комнату. Ну а уж о цитрусах вообще что говорить… Сегодня ни с огурцами, ни с апельсинами нет проблем – иди и покупай. Но осталась память, традиция, какая-то мистика, если хотите. Все это, как ни называй, формирует одномоментный спрос. Он же, в свою очередь, определяет ценовое предложение. А кончились праздники, и стало ясно, что по баснословным ценам советские новогодние деликатесы никто брать не станет, и цены на них резко пошли вниз.

Специфика нашего ценообразования такова, что ответить на вопрос, почему тот или иной продукт вдруг резко дорожает или дешевеет, очень часто крайне сложно. В самом деле, почему цена на обычный репчатый лук за месяц вдруг выросла в среднем на 44%? Проще всего (и, возможно, честнее) было ответить кратко: потому. Но поскольку мы привыкли во всем искать причины, покопавшись, выясним: такой резкий общий скачок дала «Пятерочка» на Шоссейной, где этот продукт подорожал сразу на 150%. Но и это будет, как говорят в школе, неполный ответ. Дело в том, что месяц назад за 1 кг лука там брали всего 10 руб., но он был некачественный. Теперь просят 25 руб. (кстати, меньше, чем в большинстве других торговых точек, включая рынок), но так уже и есть, за что платить.

Таких нюансов на нашем продуктовом рынке, который до конца так и не избавился от родовых признаков базара, масса. Тем не менее все же есть некие тенденции, на основании которых можно строить какие-то прогнозы. Так вот, в феврале корзина «НИ» дорожала и в прошлом году, и в позапрошлом, и в 2007-м. Правда, по-разному, в диапазоне от 2 до 7%. Меньше было тогда, когда средняя цена набора уже значительно поднималась в январе. Больше – когда первый месяц года выдавался для потребителей щадящим. Поскольку это именно наш сегодняшний случай, рискнем предположить, что стоимость корзины через месяц вырастет процентов на 5.

СТОИМОСТЬ ПРОДУКТОВ НА 31 ЯНВАРЯ 2010 ГОДА

"