Posted 4 февраля 2010,, 21:00

Published 4 февраля 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:03

Updated 8 марта, 07:03

Хочешь кататься...

Хочешь кататься...

4 февраля 2010, 21:00
Хочешь кататься...

С наступлением кризиса проезд в электричках стал роскошью. Вначале в два-три раза взлетели цены на проездные, а в 20-х числах троекратно подорожал проезд в Москву для жителей ближнего Подмосковья. Платить или не платить? Такой вопрос встал перед миллионами россиян, которые каждый день добираются на электричках на работу и учебу. И этот же вопрос стал темой традиционного опроса, который «НИ» проводят на сайте газеты в Интернете. Результаты показали: люди решили платить.

Более трети наших читателей в Сети сообщили, что после всех подорожаний продолжают платить честно. Впрочем, здесь примешана и безысходность: деваться-то некуда. Сменить место жительства и переехать поближе к работе или учебе в нашей стране могут единицы. Причем они в электричках, скорее всего, не ездят. И похоже, на полученные нами результаты никак не повлияло то, что на минувшей неделе, уже после начала проведения нашего традиционного опроса, чиновники все же пошли на попятную. И под давлением общественности и СМИ постановили, что пассажиры не будут переплачивать за пересечение городской границы.

«Зайцами», по результатам опроса «НИ» стали менее четверти респондентов. Наблюдения пользующихся электричками сотрудников «НИ» это подтверждают: при появлении контролеров вагон покидает меньшинство, а большинство остается и что-то предъявляет.

Хотя, возможно, дело не в честности, а в мерах по борьбе с «зайцами», которые предпринимают железнодорожники. Например, на Ярославском вокзале столицы охранники дежурят не только у турникетов, но и с обратной стороны платформ, куда «зайцы» раньше спрыгивали, чтобы обойти забор. А на Савеловском вокзале, по наблюдениям одной из сотрудниц редакции, забор, через который приноровились перелезать безбилетники, измазали какой-то черной жидкостью, похожей на деготь.

На машинах до работы добираются абсолютное меньшинство (16%) читателей «НИ». По статистике машины есть у большинства российских семей (в стране 39 млн. домохозяйств и 33 млн. личных автомобилей). Но одним ездить дорого (бензин в России стоит в разы дороже, чем в большинстве стран–экспортеров нефти), а другим – долго, так как московские пробки ненамного уменьшились даже с наступлением зимы.

Столько же (17%) сообщили, что из-за дороговизны перестали пользоваться общественным транспортом и теперь ходят пешком. Впрочем, при российских расстояниях это не может стать спасением. Равно как и пересаживание на велосипеды: специальных дорожек для них нет, а большую часть года у нас слишком холодно и скользко, чтобы ездить на двухколесном транспорте.

Повышение платы за проезд не привело к тому, чтобы гражданам перестало хватать денег на что-то значимое, говорит «НИ» замдиректора «Левада-Центра» Алексей Гражданкин. По его мнению, добропорядочные граждане превратятся в «зайцев» лишь тогда, когда расходы на транспорт достигнут 20–25% семейного бюджета. Кроме того, «еще далеко до дачных поездок», и многие рост тарифов пока не ощутили.

"