Posted 4 февраля 2009,, 21:00

Published 4 февраля 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:41

Updated 8 марта, 07:41

Запачкать воротнички

Запачкать воротнички

4 февраля 2009, 21:00
Мировой экономический кризис продолжает оказывать серьезное воздействие на рынок труда. Если верить пессимистическим прогнозам экспертов, реальное число безработных россиян в этом году может увеличиться до 10 млн. человек. Едва ли не больше всего от увольнений сегодня пострадали «белые воротнички» – банкиры, сотрудники

Эксперты не скрывают: за время кризиса на рынке труда квалифицированных сотрудников произошли существенные изменения. Дефицит специалистов, о котором так много говорили, сменился избытком незанятых квалифицированных кадров и сокращением числа вакансий. Такая метаморфоза произошла в октябре прошлого года, и в будущем подобная ситуация будет только усугубляться. Официально сегодня зарегистрировано 1,6 млн. безработных. Но эксперты считают, что реальная безработица в три-четыре раза выше.

Из бухгалтеров в парикмахеры

«У работодателей разная стратегия: кто-то сокращает рабочий день, другие задерживают зарплату. Практически нет разницы между безработным и тем, кто ходит на работу, но зарплату ему не платят, – объяснила «НИ» заместитель директора Независимого института социальной политики Лилия Овчарова. – Может, не уволенному сотруднику психологически комфортнее. Но за этим скрывается нежелание «лечиться»: искать новую работу».

29-летняя Наталья Ерохина сейчас учится на курсах парикмахеров. Проработав несколько лет бухгалтером, еще летом она решила сменить работу, успешно прошла собеседование в рекруторской компании. Через пару недель после зачисления ей неожиданно позвонили и вежливо сообщили: «Увы, компания снизила обороты, и мы не можем взять вас на работу». Учиться на парикмахера с двумя дипломами о высшем образовании бухгалтер и психолог Наталья пошла, чтобы не впасть в депрессию. За 60 академических часов из вчерашнего бухгалтера обещают сделать парикмахера-универсала. Стоимость обучения – 7710 рублей. «Я успела записаться до конца февраля, поэтому мне предоставили 20-процентную скидку на оплату курса», – поясняет Наталья. А есть, например, 11-месячные курсы с трудоустройством. Стоимость обучения – 106 тыс. рублей.

Мария Круглова очень гордилась тем, что работает в одной из столичных газет. Но в декабре ее уволили вместе с половиной редакции. «Я поняла, что придется искать новую работу, тем более что я снимаю квартиру, и, оставшись без работы, с ужасом осознала, что накопленных денег хватит только на два месяца, – признается «НИ» женщина. – Я очень боюсь, что во время кризиса не найду работу по специальности, хотела даже устраиваться продавцом в бутик».

Серьезные сокращения коснулись одну из крупных сотовых компаний в Санкт-Петербурге. Было закрыто несколько проектов, и из 700 сотрудников уволили 70. «В нашей фирме программисты получают около двух-трех тысяч долларов. До кризиса регулярно повышали зарплату, – рассказала «НИ» бывшая сотрудница компании Вера Бодрова. – Теперь об этом не приходится и мечтать. Ощущение стабильности испарилось. А в Питере найти работу программиста сейчас трудно. Слишком много уволенных. Приходится думать о поиске смежной работы».

Молодая женщина, попросившая не называть свою фамилию, до кризиса работала руководителем проекта в «Газпроме». Она попала под сокращение осенью. Некоторое время сидела дома, семью неплохо обеспечивал муж. Долгие поиски работы успехом не увенчались. Сейчас бывшая сотрудница «Газпрома» работает бренд-менеджером менее известной компании и получает не 100 тыс. рублей в месяц, как раньше, а гораздо меньшие деньги.

Президент группы компаний Headhunter Юрий Вировец рассказал «НИ», что в рейтинге наиболее дефицитных специальностей после кризиса произошли изменения. Увеличился кадровой голод в медицине и фармацевтике. Требуются страховщики и специалисты по информационным технологиям. Корреспондент «НИ» отправился в столичные службы занятости с надеждой встретить там бывших «белых воротничков». Но его ждало жестокое разочарование.

Трудиться, трудиться и еще раз трудиться

На бирже труда в отделе «Марьина Роща» было многолюдно: в помещение размером с двухкомнатную квартиру набилось около 30 человек. Основная часть пришедших – пожилые люди, но журналист «НИ» заметил и нескольких мужчин среднего возраста. Мы разговорились с молодым парнем, который решил получить пособие по безработице «впрок». Вообще, атмосфера здесь царит довольно напряженная: у нескольких человек нервный тик – дергаются глаза или трясется голова. Большая часть посетителей – люди со средним и средне-специальным образованием.

Специалисты биржи труда чувствуют себя абсолютными хозяевами положения. Одна из них, Татьяна Осадчинская садится на стул в центре комнаты, закидывая ногу на ногу, и консультирует людей, пришедших на первичный прием. При этом она легко сменяет гнев на милость: «Возьмите справочку, хорошо. Что? Нет, на вопросы я больше не отвечаю! Вам было сказано!»

Безработные же рассказывают о себе вяло и скупо. Большинство их них не надеются устроиться на работу через биржу труда – просто встают на учет, а работу ищут самостоятельно. Москвич Виктор Игорев, перебивающийся случайными заработками пять лет, долго рассматривает в лупу предложенную распечатку вакансий. Его обещали устроить руководителем отдела в банк. Давид, мужчина лет 30, уже в отчаянье: он ищет работу с 1997 года. Около 20 раз приходил к работодателю, заполнял резюме, но по каким-то неведомым причинам ему больше не звонили. Он хочет стать хотя бы курьером. Наталью Алексеевну, работавшую в телефонном узле по обслуживанию клиентов, уволили в связи с сокращением штатов. Если ее не отправят на досрочную пенсию, она согласна на любую работу.

К середине дня желающих пристроиться становится еще больше. Инспекторы начинают кричать: «Будьте добры, проходите по одному!» Или: «Что вы стоите над душой?» Стоять и в самом деле больше негде. Люди выстраиваются плечом к плечу. Становится совсем душно. Всех сопровождающих просят на выход. Выходит и Давид, держа в руках листок с распечатанными вакансиями. Он улыбается.

Русских просят не беспокоиться

На бирже труда Таганского отделения ЦАО «НИ» удалось поговорить с ведущим инспектором службы занятости Николаем Головацким. Он сходу признался, что его трясет от негодования, когда он просматривает базу с поступившими вакансиями.

На первый взгляд вакансий немало. Одних только менеджеров по персоналу по всей Москве требуется около 1750. Но до 80% всех работодателей ищут иностранного работника, владеющего несколькими языками. Только английский работодателей уже не устраивает. Около половины вакансий касаются общепита, и там необходимо, чтобы повар или администратор владел китайским языком. Котируется французский и скандинавские языки. Есть предложения работы для людей, которые знают вьетнамский и китайский одновременно, а также свободно владеют сербским и японским. Зарплата для таких редких специалистов поражает: всего 14 тыс. в месяц. Вдобавок ко всему, половина работодателей предъявляют к соискателям очевидно завышенные требования: специальный диплом, опыт работы в зарубежной компании от пяти лет или рекомендацию из зарубежного вуза. Многие вакансии остаются открытыми с лета прошлого года.

Николай Головацкий говорит, что с каждым днем в центр занятости искать работу приходит все больше людей. Отчасти это объясняется повышением пособия по безработице – сейчас оно составляет 4900 рублей. Но, увидев вакансии, люди срывают гнев на работниках трудовой биржи. В тоже время г-н Головацкий не припомнит случая, когда человек с высшим образованием согласился заниматься поденщиной (например, менеджер стал официантом). «Я вообще удивлен, как при таком раскладе они умудряются трудоустраиваться», – разводит руками наш собеседник.

Наводнение банка вакансий предложениями для иностранцев директор Центра занятости населения ЦАО Александр Павличенко объясняет внезапно разразившимся кризисом в период выборки квот по привлечению иностранной рабочей силы. «Получив от государства разрешение на использование иностранной рабочей силы, предприятия стали заключать договоры, делать заказы, – объяснил «НИ» ситуацию г-н Павличенко. – Сейчас эта машина, запущенная для привлечения иностранцев, движется по инерции. Вместе с тем москвичи не могут рассчитывать на вакансии для единичных специалистов, ожидаемых из-за границы. Например, на рабочее место для носителя норвежского языка, имеющего стаж работы за рубежом».

Между тем, по наблюдениям г-на Павличенко, кризис изменил социальный состав посетителей биржи труда. «Мы ожидаем большого наплыва безработных, – продолжает Александр Павличенко. – Очевидно, изменится и контингент. Уже сейчас к нам приходит все больше молодых людей и соискателей с высшим образованием. Но многие сотрудники, работавшие в центре Москвы и потерявшие работу, теперь «разъезжаются» по окраинам и даже в Подмосковье. На наш округ пришлось до 40–50% всех сокращенных работников малого и среднего бизнеса в столице. По закону, уволенные граждане для трудоустройства должны обращаться по месту прописки».

В январе правительство предложило целый комплекс мер, направленных на борьбу с безработицей. Это и денежная поддержка государства для тех россиян, которые захотят найти работу в других регионах или открыть свой бизнес в сельской местности, и увеличение более чем вдвое финансирования программ переподготовки кадров. «Никто, конечно, из столицы не уедет, – прокомментировала «НИ» антикризисные меры правительства заместитель директора Независимого института социальной политики Лилия Овчарова.– К тому же я не вижу мест, где нужна квалифицированная и высокооплачиваемая рабочая сила. Какой бизнес можно открыть в маленьком городке? Магазин, кафе, парикмахерскую не откроешь. На выделяемые государством деньги даже кур не разведешь. Фермерскую деятельность не развернешь. Нужны долгосрочные кредиты. Кроме того, за последние три-четыре года государство сделало достаточно, чтобы убить у людей охоту заниматься малым и средним бизнесом».

В США ВОСТРЕБОВАНЫ ЭКОНОМИСТЫ И КОСМЕТОЛОГИ, НО НЕ НУЖНЫ АДВОКАТЫ

В США финансовый кризис увеличил до 4,8 млн. число людей, получающих пособия по безработице. Увольнения продолжаются, а найти новую работу нелегко. Биржи труда в Штатах нет, она с успехом заменяется многомиллионными тиражами рекламы трудового спроса в СМИ и на сайтах в Интернете. Кроме того, помощь людям в поисках работы и переквалификации оказывают общественные и религиозные организации. Примером тому служит история двух супругов, которым помогла реклама газеты русской общины Чикаго. Оба они месяц назад в один день лишились работы. 46-летний Виктор Квасницкий попал под сокращение в финансовом отделе строительной компании Чикаго. А 39-летнюю Людмилу Квасницкую уволили из чикагской страховой фирмы, в которой она работала клерком более 10 лет. Следуя советам газетной рекламы, Виктор устроился в транспортный департамент чикагской администрации, возглавив парк машин по уборке улиц от мусора и снега в одном из северных районов Чикаго. «Нет худа без добра. Я получил даже более высокую зарплату и более дешевую медицинскую страховку», – признался он «НИ». Людмила тоже решила переквалифицироваться. Сейчас она учится на курсах косметологии одного из чикагских колледжей. Люди этой специальности требуются сейчас во всех штатах страны даже в большем масштабе, чем до финансового кризиса. Как пояснили «НИ» в федеральном департаменте труда, спрос на косметологов может возрасти к концу этого года на 20%. Бюро статистики трудового рынка распространило в прессе перечень профессий, на которые сегодня сохранился или повысился спрос. В их числе компьютерщики, финансисты с длительным стажем работы, аналитики торгового рынка, экономисты, работавшие в крупных компаниях, медсестры, бухгалтеры, школьные учителя. В штате Иллинойс дефицит педагогов привел к росту их зарплаты с начала учебного года от 4,4% до 4,9%. А вот спрос на адвокатов сегодня равен нулю, чего никогда раньше не было даже в условиях кризисов. Один знакомый корреспондента «НИ», Бэрри Гудвин, юрист с 20-летним стажем, переехав полгода назад из Лос-Анджелеса в Чикаго, не нашел работу ни в одной из адвокатских палат. Недавно он устроился водителем лимузина и даже остался доволен переменой в жизни. «Я сам себе хозяин, работаю, когда хочу», – признался Бэрри. Но после все же добавил: «Надеюсь, моя новая карьера не продлится более года».
Борис ВИНОКУР, Чикаго


ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ РАБОТЫ УКРАИНЦЫ СТАНУТ ПОЗЖЕ ПОЛУЧАТЬ ПОСОБИЯ

Украинская биржа труда называется Центром занятости. По последним подсчетам, число безработных, состоящих на учете в центрах занятости страны, скоро преодолеет планку в миллион человек. Цифру в 932 тыс. человек Госкомстат отметил как рекордный рост уровня безработицы за последние 17 лет. Рост числа претендентов на одно рабочее место таков: в октябре было три человека на место, в декабре – семь, а сейчас – почти 10. Встать на учет может любой безработный. Лучше установить контакт с методистом по работе с безработными как можно скорее. У него же можно узнать и о возможности переквалификации. По оценкам экспертов, даже в условиях кризиса далеко не все готовы браться за любую работу. «Не пойдут банкиры в сантехники! – говорит «НИ» директор Института демографии Элла Либанова. – Кроме того, спрос есть только на квалифицированных рабочих». За последние две недели рынок труда немного оживился, сообщили «НИ» в Киевском городском центре занятости. Появился спрос на менеджеров по рекламе и по продажам, то есть тех, от кого активно избавлялись перед зимними праздниками. Компании взялись нанимать тех, кто активно приносит деньги. С выделением государством миллиарда гривен на размораживание строительства возникли 300 вакансий для строителей. Предложения работы появились для программистов. Что же до рабочих профессий, то наибольший дефицит ощущается в слесарях и электромонтерах, а меньше всего мест для маляров, официантов и барменов. Сократилось число вакансий для врачей, кассиров, инженеров и экономистов. Плохие новости для всех состоящих на учете в Центре занятости принес вступивший с 13 января закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины по уменьшению влияния мирового финансового кризиса на сферу занятости населения». По нему, для людей, попавших под сокращение «по согласованию сторон», пособие по безработице будет выплачиваться не на восьмой день после увольнения, как было раньше, а на 91-й. Кроме того, теперь первый отказ от подходящей работы чреват уменьшением пособия наполовину, а за второй вас могут и вовсе лишить денег. Раньше пособие урезали на 50% лишь после второго отказа.
Яна СЕРГЕЕВА, Киев

"