Posted 4 февраля 2004,, 21:00

Published 4 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Парковки вне закона

Парковки вне закона

4 февраля 2004, 21:00
Вчера представители Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства России рассказали журналистам о том, как соблюдаются права потребителей в сфере услуг платных автостоянок. Оказалось, что около 90% владельцев стоянок ущемляют права своих клиентов. Однако зачастую сами потребители не желают в

На вчерашней пресс-конференции статс-секретарь – заместитель министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Сергей Дудкин рассказал, что за январь–июнь 2003 года в 62 субъектах России МАП проверило 657 хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги автостоянок, на предмет соблюдения законодательства о защите прав потребителей. Итоги этой проверки оказались удручающими: лишь 56 автостоянок полностью соблюдают все требования закона.

«В 89% случаев отсутствовала информация о наименовании хозяйствующего субъекта или вообще не было никаких вывесок, – сообщил Сергей Дудкин. – В 73% случаев были выявлены нарушения в договорах на предоставление услуг автостоянок. Например, зачастую исполнитель в договоре обозначал, что он может в одностороннем порядке расторгнуть договор и не возвращать деньги в случае отказа от услуг по инициативе потребителя. По этим документам исполнитель полностью или частично освобождался от ответственности в случае угона или порчи транспортного средства. Все это противоречит законодательству. Надо отметить, что в подобных случаях потребитель вправе требовать законной компенсации. Ведь закон предусматривает ответственность владельцев автостоянок в случае, если во время нахождения автомобиля на ней он был поврежден, похищен или была нарушена его комплектность».

В ходе проверки также выяснилось, что достаточно большое количество автостоянок вообще никогда и ни с кем не заключали никаких письменных договоров. Чаще всего это происходило по вине самих потребителей. «Опрос показал, что они не хотели указывать данных о себе, в частности адрес и телефон», – посетовал Дудкин.

Правда, МАП почему-то ограничило защиту прав потребителя только автостоянками, не заметив проблемы платных парковок на улицах. «Парковка и автостоянка – это совершенно разные вещи, – сообщил Дудкин. – Организация платных парковок находится вне действия законодательства. Просто берется плата за субаренду земельного участка под временное нахождение там куска металла. В этом случае нельзя говорить о какой-либо защите прав потребителей». «Должен быть принят закон субъекта Федерации, и только тогда парковка станет законной, – добавил присутствовавший на брифинге начальник управления МАП по защите прав потребителей Сергей Баткаев. – Организация легальной автостоянки должна быть согласована с властями по санитарно-эпидемиологическим, экологическим и прочим требованиям, чего не происходит в случаях организации платных парковок».

Вопрос о законности штрафстоянок, на которые принудительно доставляют неправильно припаркованные автомобили, привел представителей МАП в замешательство. Сергей Дудкин, глубоко вздохнув, несколько неуверенным тоном начал говорить, что «в данном случае нет потребителя – человек ведь не сам заказывает «этапирование» своей машины». Возникла пауза, было заметно, что замминистра собирается с мыслями. Ему на выручку пришел Сергей Баткаев: «Штрафстоянки не попадают под действие закона о защите прав потребителей. Их деятельность регулируется административным законодательством». «Надзор за соблюдением правил штрафстоянок не входит компетенцию МАП, – нашелся Дудкин. – Надзор за соблюдением этих правил относится к компетенции соответствующих органов ГИБДД».

"