Posted 4 января 2011,, 21:00

Published 4 января 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:42

Updated 8 марта, 06:42

Директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н.Бакулева, академик РАМН Лео Бокерия

Директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н.Бакулева, академик РАМН Лео Бокерия

4 января 2011, 21:00
Не нужно быть ясновидящим, чтобы понять: 2011 год станет годом масштабных реформ в здравоохранении. Изменения в системе обязательного медицинского страхования, возрождение отечественной промышленности, внедрение детской диспансеризации – нас ждет масса преобразований, и хотелось бы верить, что все они будут во благо.

Что станет приоритетным в медицине, какие еще изменения грядут в здравоохранении, как врачи собираются бороться со смертельно опасными заболеваниями? Об этом журналу «Pro Здоровье» рассказал ведущий российский кардиохирург, президент общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации» академик Лео БОКЕРИЯ.

– Какими болезнями россиян, по вашему мнению, нужно заниматься прежде всего?

– Думаю сейчас особое внимание нужно уделить реализации глобальной программы по оздоровлению нации. В мире существует более 100 масштабных проектов, направленных на решение таких задач, но пока ни один из них по-настоящему не пустил корни в нашей стране. Их нужно адаптировать и начать развивать с участием правительственных структур. Дел достаточно. Необходимо возрождать университетский спорт, профилактическую медицину, детский спортивно-оздоровительный отдых, строить спортивные площадки в каждом дворе… Несколько лет назад в Германии начали такую государственную программу. Не так давно я отдыхал там. И вот какую картину наблюдал каждый день. В 7 часов утра, когда я просыпался, народ уже вовсю бегал или плавал. Днем тоже все много двигаются – катаются на велосипедах, роликах, пожилые пары «набирают километраж», гуляя по парку. Вечер – это у них, правда, святое. Вечером они садятся и пьют свое пиво, заедая сардельками. Но, заметьте, все это с осознанием того, что завтра утром они снова пойдут в тренажерный зал и все калории там «сожгут». И ведь, правда, так и делают. Нация, которая могла бы поспорить с американцами по количеству людей с ожирением, постепенно приходит в норму. И это, несмотря на то, что немцы по-прежнему любят пиво и хорошо покушать, как и мы.

– Какие шаги на пути к оздоровлению нашего населения уже сделаны?

– Вот все привыкли ругать нашу медицину, а я вижу, что за последние годы нам удалось сформировать крепкую платформу, на которой дальше может развиваться здравоохранение. Сегодня в России открылись 502 центра охраны здоровья. Они не для больных – для здоровых. Чтобы в случае чего, если что-то беспокоит, или даже не беспокоит, а просто человек давно не проверялся, любой мог пойти и обследоваться. Для этих же целей на ВВЦ в Павильоне № 5 по инициативе Лиги здоровья нации открыты общественные приемные ведущих научных медицинских центров страны (НЦ ССХ им. А. Н. Бакулева РАМН, ФГУ МНТК «Микрохирургии глаза» им. акад. С. Н. Федорова, ФГУ Научно-клинический Центр оториноларингологии ФМБА, Клиника НИИ питания РАМН), где каждый человек может бесплатно пройти обследование и получить консультацию специалистов по сердечно-сосудистым заболеваниям, зрению, уху, горлу, носу, правильному питанию, профилактике гриппа и простуды. Для врачей это тоже позитивный опыт. Так мы можем выявлять группы риска, не даем запустить заболевание. Сейчас лига предложила в районах, где на большой протяженности маленькая плотность населения, делать выездные диагностические бригады. Берется «Газель», оснащается аппаратурой, и врачи едут по городам и весям, проверяют население. Опыт других стран показывает, что за двадцать лет развития профилактической медицины можно снизить смертность только от сердечно-сосудистых заболеваний в два раза. Вклад профилактических мероприятий обеспечивает 47% успеха. А лечебно-диагностических мероприятий – 44%.

– А что нового происходит в сердечно-сосудистой сфере?

– Сейчас в каждом регионе открываются центры сердечно-сосудистой хирургии. За последние 7–8 лет мы имеем уже 3 клиники, в которых делается более 3000 операций с искусственным кровообращением и еще 8, где проводится более 1000 операций. Например, вместе с нашим филиалом в Перми за год мы сделали 7,5 тысячи операций – это самый большой результат в мире. Детям РФ сегодня проводится больше 10 тысяч операций больше ежегодно. И важно, что даже самые сложные вмешательства теперь умеют делать не только в Москве.

– Да, но по-прежнему остается проблема доступности качественной медицинской помощи. То там, то здесь все время приходится слышать о сотнях тысяч, причем не всегда рублей, которые требуются на лечение или операцию. Вот, например, такое распространенное вмешательство, как стентирование, для расширения просвета сосуда при атеросклерозе…

– Да, я понимаю, о чем вы говорите. До сих пор на стентирование, как и на многие другие высокотехнологичные мероприятия, выделялось определенное количество квот, которых не всегда хватало. Допустим, мне дают 203 тысячи рублей на больного. Хороший стент стоит 90 тысяч. А больному таких стентов порой нужно поставить 4–5. А еще обследовать, ввести контрастное вещество и т.д. На самом деле стентирование сейчас уже не является высокотехнологичной помощью, для специалистов это рутинная процедура. Поэтому со следующего года будет разделение на высокие технологии и дорогостой. Последний в полной мере должен будет оплачиваться из ОМС. Таким образом, проблема со стентированием, думаю, будет снята.

– А концептуально возможности получения больным эффективного лечения улучшатся?

– На эту тему не так давно прошло заседание комиссии Общественной палаты РФ по охране здоровья, экологии, развитию физической культуры и спорта, где мы впервые в истории России инициировали разработку Федеральной целевой программы «Оптимизация доступности и качества медицинской помощи населению РФ при заболеваниях сердца и сосудов» на 2011–2020 гг. Проблем действительно накопилось очень много, вплоть до того, что в стране нет достоверных данных о потребности населения субъектов Российской Федерации к отдельным видам хирургических и эндоваскулярных вмешательств при заболеваниях сердца и сосудов, а также фактических данных о качестве оказываемой медицинской помощи. Сердечно-сосудистые заболевания являются ведущей причиной смертности как в мире, так и в Российской Федерации. В то же время по результатам исследований ассоциации аритмологов России наша страна обеспечена кардиологической помощью всего на 10%. В Московской области – втором по численности субъекте РФ, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний около 60%. При этом фактически работает один специализированный центр – в Мытищах. Больше в МО на настоящий момент медицинская помощь больным с сердечно-сосудистой патологией не оказывается. Все это надо незамедлительно решать. В программе обозначены конкретные цели и задачи, и, когда она будет принята, помощь при сердечно-сосудистых патологиях можно будет сделать максимально эффективной и доступной.

– А в бакулевском центре какие новые технологии появились?

– В этом году мы впервые в стране пересадили донорское сердце женщине 62 лет, которая с марта месяца ходила с полностью имплантируемым механическим сердцем. Это редкий случай даже в мировой практике. Как сообщил представитель фирмы «СинКардия», которая изготовила это устройство, наша пациентка – первая в мире женщина, успешно перенесшая замену механического сердца на донорское. Довольно хорошо продвинули решение проблемы с синдромом гипоплазии левого сердца у новорожденных. Это тяжелейшая патология, если не оказать помощь ребенку в первые несколько часов после рождения, он умирает. Мы отработали методику и теперь знаем, какому ребенку, что и как надо делать. Технологию переняли и региональные центры. Впервые в мировой практике выполнили более 50 операций с применением трехстворчатых клапанов отечественного производства. Это новое поколение клапанов, которые не создают препятствия для тока крови и дают очень хорошие результаты. Совместно с Федеральным научным центром акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И.Кулакова и 67-й городской больницей нам удалось решить проблему пороков сердца у новорожденных. 97% детей, которым сейчас своевременно делают операцию, живут нормальной полноценной жизнью, как и их сверстники. А ведь каких-нибудь 10 лет назад многие молодые мамы из-за этого оставляли своих младенцев в роддомах, потому что было понятно, что они инвалиды на всю жизнь или вообще не жильцы.

– А как возникла идея акции «Прикоснись к сердцу ребенка», которая недавно отметила свой десятилетний юбилей?

– Была идея показать, что прооперированные дети здоровы. Мы отобрали 15 ребят, ранее перенесших операцию на сердце, которые умеют и любят играть в футбол, и сделали из них команду. Обратились к Газманову, у которого в то время была своя команда на «Хит–FM». Наши бывшие пациенты сыграли со взрослыми, потом был концерт. В принципе на этом все должно было закончиться. Но к нам стали обращаться из разных городов за помощью. И мы поняли, что одним футболом не обойтись. Стали ездить в регионы, обследовать детей на местах. Казань, Калуга, Грозный, Псков, Новосибирск, Ярославль, Майкоп, Уфа, Минск – в каждом городе по 250–300 детей обычно осматриваем. Несколько лет назад к акции присоединился МНТК «Микрохирургия глаза им. С.Н. Федорова», Научный центр оториноларингологии и Научный центр здоровья детей. Начали проводить масштабные теплоходные выезды, где прямо на борту теплохода установлена аппаратура и идет осмотр больных. Сейчас на базе Бакулевского центра сформирована постоянно действующая группа, которая выезжает в Подмосковье и осматривает взрослых и детей 3 раза в 2 месяца. Мы должны показать человеку, какие у него есть возможности для красивой жизни. Ведь что такое «красивая жизнь»? Это, когда ты здоров и можешь нормально, полноценно существовать и дышать полной грудью.

– Что нужно, чтобы жить такой вот красивой жизнью?

– Ничего сверхъестественного. Надо ложиться в одно и то же время и спать одинаковое количество часов. Я вот сплю обычно 6 часов, а в выходные позволяю себе поваляться до 11 утра. Также рекомендуется ходить быстрым шагом 1 час в неделю. Через месяц перейти на 2 часа в неделю. Вот увидите, дальше у вас появится потребность больше двигаться, и кто знает, может, даже захочется регулярно делать физзарядку и плавать в бассейне. Появится «вкус» к спорту. Это не я говорю. На эту тему было проведено масштабное исследование, которое дало такие результаты. А еще многим нужно сбросить вес и отказаться от вредных привычек.

– Знаю, что когда-то вы в одночасье бросили курить…

– Да, курил 20 лет и бросил в один день. И теперь знаю, что это возможно.

– Как это произошло?

– В те времена я был очень молодым заместителем директора по науке в Бакулевском центре. И курил, как и многие в моей профессии, по пачке в день. Некоторые доктора, которые сидели в ожидании директора, тоже курили у меня. Однажды на прием пришел пациент, мой земляк. Я его посмотрел, дал рекомендации, а он, перед тем как уходить, и говорит: «Уважаемый профессор, шел к вам на прием, даже зубную щетку с пастой с собой взял. Потому что я курю, и боюсь, что вам будет неприятно, если вы почувствуете запах. А тут у вас такое творится…» Меня тогда это потрясло до глубины души. Так получилось, что после того случая мы вскоре поехали отдыхать с семьей в Гагру. Там было застолье, и мне очень захотелось рыбы горячего копчения. Я ее съел и страшно отравился, помирал прямо. И тогда я дал себе зарок: если выживу, сигарету в жизни в рот не возьму. Было очень тяжело, но я бросил и больше курить не стал.

– А выпивать вы считаете, тоже вредно для здоровья?

– По хорошим событиям и в умеренных количествах не возбраняется, даже полезно иногда, снимает стресс. Это может быть коньяк или хорошая водка. Но ни в коем случае нельзя выпивку делать нормой.

– Вы похудели. и сейчас стройный и подтянутый, как юноша. Чем питаетесь сами и как советуете питаться другим?

– Главное не переедать. Многие боятся есть на ночь. Но как при нашей жизни можно на ночь не есть? Целый день бегаешь, и только когда вечером приходишь домой, получаешь хорошую еду. Сам я в прошлом сентябре в очередной раз сел на диету американских астронавтов, которая у нас больше известна как кремлевская. Похудел на 9 кг и очень доволен.

– Что входит в ваш рацион?

– Утром съедаю небольшую порцию домашнего творога, больше ничего. В клинику приезжаю в полвосьмого, иду на операцию. Оперирую до 3–5 часов вечера, потом отдыхаю и съедаю еще что-то легкое. А вот дома меня ждет уже полноценный обед – супчик и вареная рыба или мясо. Не ем сахар, хотя был большим сластеной. Раньше выходил из операционной и съедал по плитке шоколада, сейчас разрешаю себе только немного черного. Практически наложил запрет на соль и острое, даже любимая аджика ушла из рациона. Стараюсь практически не есть хлеба, кроме черного (немного), круп, картофеля. Основу рациона составляют рыба и мясо, 1 раз в неделю можно овощи. Такую диету я выбрал себе, когда был еще относительно молодым человеком, и сильно поправился, бросив курить. Теперь, когда нужно было сбросить лишние килограммы, к ней вернулся.

– Но, как известно, никакая диета не будет эффективна без физических упражнений…

– Это точно. Я плаваю, кручу педали на велотренажере, летом катаюсь на велосипеде, а еще на специальном устройстве вишу вниз головой по несколько минут, чтобы мозговое кровообращение улучшалось после длительного стояния у операционного стола. Отличная, между прочим, профилактика инсульта. Еще на даче у меня есть баскетбольное кольцо, куда я люблю побросать мяч. Вообще, как кардиохирург считаю, что природа нам дала очень большое потенциал, чтобы прожить долгую жизнь, и нет никаких противопоказаний к тому, чтобы этим воспользоваться. Главное – нужно делать с удовольствием.

"